В рамках перехода на новую модель обучения, получившее название «обновленное содержание образования» казахстанская модель среднего образования избрала концептуально новую модель обучения, которая стала ориентироваться на умение осваивать и использовать новую информацию, на развитие функциональной грамотности учащихся, на внедрение элементов критического мышления в общеобразовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость изменения характера учебного процесса, а также способов деятельности учащихся. Именно поэтому школами города все чаще применяется деятельный подход, основными принципами которого является учет интересов учащихся, свободная творческая работа и сотрудничество. Однако, меняя учебную часть, мы забываем о важной составляющей всего педагогического процесса, а именно воспитание. В этой связи в течении двух последних лет мною, в составе делегаций нашей области и республики изучался опыт школ городов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Бишкека, Хельсинки, Порвоо, Тампере.  Итогом работы по изучению данного международного опыта явилась предложенная в декабре месяце 2018 года «Дорожная карта» по внедрению различных элементов, особенного в части организации учебного процесса. При этом важно отметить, что изменения, которые поэтапно могут и будут вводится в школах нашего региона будут затрагивать лишь организационные вопросы деятельности школы и детских садов, но никак не содержание образования. Предполагается, что будет внедрено порядка десяти нововведений, которые призваны помочь достичь максимального эффекта, с целью повысить мотивацию учащихся и воспитанников к обучению и сотрудничеству между всеми участниками образовательного процесса.
Основным новшеством, с которым столкнутся наши учащиеся будет отмена традиционного школьного звонка. Отмена звонков призвана повысить личную ответственность и внимание школьников, научить их самостоятельно следить за временем. В традиционном понимании школьный звонок останется лишь как сигнал подачи тревоги, что также повысит значимость данного сигнала, для учащихся в случае ЧС. Также, «школьный звонок» будет звучать 1 сентября и 25 мая, как знак начала и завершения учебного года. С целью внедрения данного элемента воспитательной работы во всех школах будут установлены часовые механизмы, которые помогут учащимся адаптироваться к новым условия. Данная мера также повысит показатели успеваемости по предметам математического цикла, особенно в начальной школе.
Следующим важным изменением станет, изменение конфигурации парт в учебном классе. Принцип организации классного пространства влияет на то, как ведут себя дети, какова атмосфера царит на уроке и, главное, правильная расстановка парт помогает в достижении целей урока. В современной педагогике имеется три классические схемы расстановки парт: рядами, П-образная и кластерная.  Учитывая, что наша система образования применяла лишь одну схему «рядом», в настоящее время учитель будет вправе, исходя из специфики своего предмета применять одну из трех схем.
Конечно, расстановка парт будет зависит от размера кабинета и размера и количества парт и детей на уроках, но даже не в самых больших кабинетах можно сделать перестановку, чтобы добиться максимально продуктивного обучения. Важным моментом, отказа от 100% применения прежней модели расстановки парт, является тот факт, что ученики могут «выпадать» из учебного процесса, спрятавшись за спинами своих одноклассников. То же - во время контрольных и самостоятельных работ, когда дети могут легко списывать. Также, учителю не так просто попасть с одного ряда на другой, с одного прохода - на другой для проверки выполнения заданий, ответа на вопросы, для контроля за работой учеников и устранения проблем с дисциплиной. Данная схема плохо подходит для форм урока, на которых предполагается взаимодействие учеников, их коммуникации. В связи с этим учителю будет вправе выбирать, какая схема для него и учащихся будет самой приемлемой.   Новая схема позволит  легко держать всех детей под контролем. Сами ученики будут видеть всех других участников группы и преподавателя, поддерживающих с ним контакт. Обстановка будет вынуждать детей вести себя хорошо и вовлекаться в учебный процесс. И самое главное, класс воспринимает себя как единое целое и единое целое с педагогом, если он сидит. Это способствует доверительным отношениям, раскрепощенности.
Наряду с данными изменениями, планируется кардинально изменить подходы к оформлению наших школ, созданию специальных зон, где учащиеся в свободное время могут заниматься в кружках по интересам. Это создание так называемых «территорий без взрослых», которые позволят самоорганизовать наших учащихся в общем пространстве. Подобные площадки уже функционируют в Детской художественной школе и ДЮЦ. Следующим важным моментов будет равенство всех предметов, которое предусматривает, что нет предметов важных и менее важных. Необходимо будет создавать условия, при которых дети будут получать всестороннее развитие. В этой связи будет уделено внимание таким дисциплинам как музыка, рисование, спорт. Предполагается создание на базе каждой школы собственного «театра». К 1 сентября во всех школах региона заработают «школьные музеи», а также в каждой организации образования заработает институт «школьных старост» из числа активной молодежи школы.
Важно отметить, что внедрение обновленного содержания выявила ряд западающих зон у наших учащихся. В этой связи мы должны отойти от практики «плохой» и «хороший» ученик. Сравнение учеников друг с другом, должно стать нашим прошлым. Все дети без исключения особенные, все имеют потенциал к развитию, в этом и состоит наше педагогическое искусство совместно с родителями создать атмосферу, как в школе, так и дома при которой ребенку хотелось бы учится. Безусловно, одного желания мало, но планомерно мы должны двигаться к тому, чтобы создать партнерские отношения с нашими учащимися. Уверен, что это поможет всем нам реализовать главный принцип обновленного содержания – «уважительное отношение к ученику, через уважение к себе».
В завершении хотелось бы отметить, что в данной статье отражены лишь некоторые аспекта, которые могут вызывать критические замечания или наоборот. Как указывал выше, все они будут носить только организационный характер. Но именно они должны нам помочь внедрить в обновленное содержание новые элементы воспитательного процесса. Все предлагаемые изменения будут мониториться и вводится поэтапно, по мере готовности школ и педагогических коллективов. Все мы должны понимать, что ребенок, рожденный в 2012 году, который пришел к нам в текущем году в 1 класс, это не учащиеся, которые учились в школе еще 10 лет назад. Мир не стоит на месте. Все мы вместе должны сделать нашу школу интересной, школу, в которую дети хотят приходить, потому что в ней они каждый день открывают что-то новое. Отдел образования в моем лице, всегда готов к диалогу и сотрудничеству. Понимаю, что система образования очень консервативна. Никто не хочет меняться. Все новое, мы воспринимаем как враждебный элемент. Но за всем этим стоит мир наших детей, который меняется ежесекундно. И за ним и ними мы должны успевать.
Если доводы изложенные в настоящей статье не смогли убедить самых консервативных читателей, то использую последний шанс. Современные авторы педагогики говоря, либо мы готовим детей к жизни, либо к экзаменам. Лично я выбираю первое, в остальном выбор за каждым из нас. Искренне надеюсь, что изменения организационного характера приведут нашу модель воспитания к результатам, которыми мы будет гордится, смотря на наших детей и внуков.

8 января 2019 год