О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детскойбезнадзорности и беспризорности

Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 591 

Вниманию пользователей!

Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ 

Сноска. По всему тексту слова "индивидуальной профилактической работой", "индивидуальнаяпрофилактическая работа", "индивидуальной профилактической работы", "индивидуальнуюпрофилактическую работу" заменены соответственно словами "мерами индивидуальной профилактики","меры индивидуальной профилактики", "мер индивидуальной профилактики", "меры индивидуальнойпрофилактики" в соответствии с Законом РК от 29.04.2010 № 272-IV (порядок введения в действиесм. ст.2).  

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы деятельностигосударственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждениюдетской безнадзорности и беспризорности. 

Глава 1. Общие положения 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем  Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия:  1) социальная реабилитация - комплекс мер, осуществляемый органами и учреждениями системыпрофилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних,направленных на правовое, социальное, физическое, психическое, педагогическое, моральное и (или)материальное восстановление несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации;  2) исключен Законом РК от 29.04.2010 № 272-IV (порядок введения в действие см. ст.2);  3) профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детскойбезнадзорности и беспризорности - (далее - профилактика правонарушений, безнадзорности ибеспризорности среди несовершеннолетних) - система правовых, педагогических и иных мер,направленных на предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественныхдействий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих,осуществляемых в совокупности с мерами индивидуальной профилактики с несовершеннолетними,родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанностипо их воспитанию, обучению или содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение, а такжеиными лицами, вовлекающими несовершеннолетних в совершение правонарушений или антиобщественныхдействий;  4) содержание несовершеннолетнего - создание родителями или другими законнымипредставителями несовершеннолетнего в пределах своих финансовых возможностей и способностейусловий для его полноценного развития, защиты его имущественных и неимущественных прав иинтересов и государственных минимальных социальных стандартов;  5) воспитание несовершеннолетнего - непрерывный процесс воздействия на ребенка со стороныродителей или других законных представителей, а также работников государственных органов попривитию ему правил и норм поведения, принятых в обществе и направленных на его духовное,физическое, нравственное, психическое, культурное, интеллектуальное развитие и защиту ототрицательного влияния социальной среды;  6) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствуетвследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и(или) содержанию со стороны родителей или их законных представителей, а также педагогов,воспитателей и других работников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанныхосуществлять надзор за несовершеннолетними, либо вследствие самовольного ухода его из дома илиорганизаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка;  7) безнадзорность - социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроляза поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующее совершению ими правонарушений;  8) исключен Законом РК от 29.04.2010 № 272-IV (порядок введения в действие см. ст.2);  9) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места проживания;  10) неблагополучная семья - семья, где родители или законные представителинесовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и(или) отрицательно влияют на их поведение.  Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 10.07.2009 N 176-IV (порядок введения вдействие см. ст.2 ); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.04.2010 № 272-IV (порядоквведения в действие см. ст.2).  Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о  профилактике правонарушений, безнадзорности  и беспризорности среди несовершеннолетних 1. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности ибеспризорности среди несовершеннолетних основывается на Конституции Республики Казахстан исостоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.  2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иныеправила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международногодоговора. Статья 3. Государственная политика в области  профилактики правонарушений, безнадзорности  и беспризорности среди несовершеннолетних    1. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности ибеспризорности среди несовершеннолетних является частью правовой политики и включает в себясоздание правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних, материально-техническое,финансовое, научно-методическое и кадровое обеспечение органов и учреждений, составляющихсистему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.  2. Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности ибеспризорности среди несовершеннолетних осуществляется на принципах:  1) законности;  2) гуманного обращения с несовершеннолетними;  3) поддержки семьи;  4) комплексности применения мер профилактики правонарушений, безнадзорности ибеспризорности среди несовершеннолетних;  5) индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненнойситуации;  6) конфиденциальности;  7) научной обоснованности;  8) системности.  3. Целью государственной политики является профилактика правонарушений, безнадзорности ибеспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:  1) содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей,воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личностиребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достиженияминациональной и мировой культуры;  2) обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознанияи правовой культуры;  3) формирования правовых основ для проведения мер индивидуальной профилактики снесовершеннолетними;  4) взаимодействия с родителями и другими законными представителями несовершеннолетнего;  5) обеспечения надлежащего функционирования детских учебных, воспитательных, лечебных,спортивных и иных учреждений;  6) установления ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних; 7) государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых связана сосуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности срединесовершеннолетних посредством размещения социального заказа и иных мер в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Статья 4. Основные задачи государственных органов в  области профилактики правонарушений,  безнадзорности и беспризорности среди  несовершеннолетних    Основными задачами государственных органов в области профилактики правонарушений,безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних являются:  1) предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественныхдействий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих;  2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;  3) социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;  4) формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;  5) выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушенийили антиобщественных действий;  6) координация деятельности юридических лиц по предупреждению правонарушений,безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.  Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2009 N 176-IV (порядоквведения в действие см. ст. 2). Статья 5. Государственное регулирование в области  профилактики правонарушений, безнадзорности  и беспризорности среди несовершеннолетних Государственное регулирование в области профилактики правонарушений, безнадзорности ибеспризорности среди несовершеннолетних осуществляют Президент Республики Казахстан,Правительство Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, а также местныепредставительные и исполнительные органы. Сноска. Статья 5 с изменением, внесенным Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится вдействие с 13.10.2011). Статья 6. Система профилактики правонарушений,  безнадзорности и беспризорности среди  несовершеннолетних 1. В систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности срединесовершеннолетних входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, государственныйорган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения, местныепредставительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прави иные государственные органы в пределах своей компетенции. 2. В органах внутренних дел, образования, здравоохранения и местных исполнительных органахв порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, могут создаваться учреждения,осуществляющие отдельные функции по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорностисреди несовершеннолетних. 3. Иные организации участвуют в профилактике правонарушений, безнадзорности ибеспризорности среди несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством РеспубликиКазахстан. Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 18.01.2012 № 547-IV (вводится вдействие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Глава 2. Функции и полномочия государственных органов  и учреждений в области профилактики  правонарушений, безнадзорности и  беспризорности среди несовершеннолетних Статья 7. Компетенция Правительства Республики  Казахстан Правительство Республики Казахстан:  1) разрабатывает основные направления государственной политики и меры по ее осуществлению; 2) определяет систему социальной защищенности несовершеннолетних;  3) разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав, свобод и законных интересовнесовершеннолетних, развитию сети организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка;  4) создает межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;  5) утверждает программы по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорностисреди несовершеннолетних, их социальной реабилитации; 6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстани актами Президента Республики Казахстан. Сноска. Статья 7 с изменением, внесенным Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится вдействие с 13.10.2011). Статья 8. Компетенция местных представительных и  исполнительных органов 1. Местные представительные органы в пределах своей компетенции: 1) утверждают и контролируют исполнение местных бюджетов в части расходов на профилактикуправонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, реализациюэкономических и социальных, региональных программ развития;  2) утверждают состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;  3) осуществляют в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан иныеполномочия по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних.  2. Местные исполнительные органы организуют свою работу в области профилактикиправонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних в соответствии сместными уровнями государственного управления и в пределах компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан.  3. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы):  1) представляют для утверждения в соответствующие маслихаты персональный состав комиссийпо делам несовершеннолетних и защите их прав и организуют их работу;  2) ведут региональный учет несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, инеблагополучных семей;  3) принимают в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, меры по трудовому и бытовому устройству, оказанию иной помощи несовершеннолетним, находящимся в труднойжизненной ситуации;  4) оказывают организационно-методическую помощь некоммерческим и иным организациям,деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорностии беспризорности среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, повышению правовойграмотности подростков;  5) обеспечивают формирование социальной инфраструктуры для несовершеннолетних, в том числеорганизаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка, и проводят мониторинг ихдеятельности.  4. Местные исполнительные органы районов (городов областного значения):  1) представляют для утверждения в соответствующие маслихаты персональный состав комиссийпо делам несовершеннолетних и защите их прав и организуют их работу;  2) ведут персональный учет несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, инеблагополучных семей;  3) оказывают содействие в формировании социальной инфраструктуры для несовершеннолетних;  4) принимают в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, меры потрудовому и бытовому устройству, оказанию иной помощи несовершеннолетним, находящимся в труднойжизненной ситуации;  5) оказывают организационно-методическую помощь некоммерческим и иным организациям,деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорностии беспризорности среди несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, повышению правовойграмотности подростков. Статья 9. Комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав 1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является постоянно действующимколлегиальным органом, обеспечивающим координацию деятельности государственных органов иучреждений в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности срединесовершеннолетних.  2. Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется приПравительстве Республики Казахстан, а областная, городская, районная - в городе, районная - присоответствующем местном исполнительном органе (акимате).  3. При необходимости комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может бытьобразована при акиме поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, расположенных назначительном расстоянии от районного центра. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите ихправ при акиме поселка, аула (села), аульного (сельского) округа имеет права и обязанностирайонной комиссии. Решение об образовании поселковой, аульной (сельской), аульного (сельского)округа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав принимается областным акиматом, аперсональный состав утверждается маслихатом соответствующего района.  4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется в составепредседателя, заместителя председателя, членов комиссии и секретаря. Председатель и секретарьзанимают штатные должности в аппаратах соответствующих государственных органов. Функциипредседателя поселковой, аульной (сельской), аульного (сельского) округа комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав исполняет аким соответствующейадминистративно-территориальной единицы.  5. В состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят депутатысоответствующих маслихатов, представители органов внутренних дел, образования, культуры,здравоохранения, юстиции, уполномоченного органа по вопросам занятости, опеки и попечительства,общественных и иных организаций, заинтересованных в профилактике правонарушений, безнадзорностии беспризорности среди несовершеннолетних.  6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:  1) осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересовнесовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности,беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;  2) разрабатывают программы и методики, направленные на совершенствование деятельностигосударственных органов по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности иантиобщественных действий среди несовершеннолетних, их социальную реабилитацию;  3) участвуют в обеспечении контроля за условиями воспитания, обучения, содержаниянесовершеннолетних в организациях, осуществляющих функции по защите прав ребенка ;  4) изучают состояние правонарушений, безнадзорности и беспризорности срединесовершеннолетних и организуют проведение социологических исследований в этой области;  5) оказывают содействие в развитии сети организаций, осуществляющих функции по защите правребенка, и обеспечивают мониторинг их деятельности;  6) обобщают и распространяют положительный опыт работы органов и организаций, занимающихсяпрофилактикой правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних,оказывают им методическую и практическую помощь;  7) заслушивают отчеты руководителей заинтересованных государственных органов о проводимойработе по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних,защите их прав и организуют взаимный обмен информацией между ними по курируемым вопросам;  8) участвуют в подготовке материалов в суд по вопросам направления несовершеннолетних вспециальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;  9) координируют деятельность заинтересованных органов в трудовом и бытовом устройственесовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихсяиз специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, атакже в осуществлении иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся втрудной жизненной ситуации;  10) исключен Законом РК от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десятикалендарных дней после его первого официального опубликования); 11) организуют освещение в средствах массовой информации о проводимой работе попрофилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.  7. Порядок образования и организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних изащите их прав определяются законодательством Республики Казахстан.  Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2009 N 176-IV (порядоквведения в действие см. ст.2); от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десятикалендарных дней после его первого официального опубликования). Статья 10. Компетенция органов внутренних дел Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:  1) выявляют, ведут учет и проводят меры индивидуальной профилактики в отношениинесовершеннолетних, указанных в подпунктах 1)-12) пункта 1 статьи 19 настоящего Закона, а такжеих родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию,обучению, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение;  2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушенийантиобщественных действий либо совершающих в отношении детей другие противоправные деяния, атакже родителей и законных представителей несовершеннолетних, педагогов, воспитателей, другихработников учебного, воспитательного и иного учреждения, обязанного осуществлять надзор занесовершеннолетними, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности повоспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на ихповедение, и принимают меры по привлечению их к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан;  3) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административныхправонарушениях и преступлениях, совершенных несовершеннолетними или с их участием, и выносятпредставления о принятии мер по устранению причин и условий, им способствующих, обеспечиваютконтроль за их исполнением;  4) оказывают содействие в направлении детей, оставшихся без попечения родителей, вгосударственные учреждения или в оформлении опеки или попечительства над несовершеннолетними;  5) участвуют в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних, направляемых вспециальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;  6) обеспечивают контроль за образом жизни и поведением несовершеннолетних, осужденных кнаказаниям и иным мерам уголовно-правового воздействия, не связанным с изоляцией от общества; 7) готовят материалы в отношении осужденных женщин, отбывание наказания которым отсроченов порядке статьи 72 Уголовного кодекса Республики Казахстан, не исполняющих своих обязанностейпо воспитанию, обучению, содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение; 8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, беспризорности,правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, причинах и условиях, имспособствующих;  9) оказывают содействие органам образования в правовом воспитании несовершеннолетних, ихродителей и других законных представителей;  10) содержат в специальных учреждениях лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста исовершивших преступления, если необходима их изоляция. Несовершеннолетние, не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность,и совершившие преступления, а также направляемые в организации образования с особым режимомсодержания до вступления решения суда в законную силу передаются родителям, опекунам,попечителям и иным лицам, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию; 11) доставляют несовершеннолетних в организации образования с особым режимом содержания, атакже в центры адаптации несовершеннолетних безнадзорных детей и подростков в возрасте от трехдо восемнадцати лет и оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, задержанных входе деятельности органов внутренних дел; 12) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актамиПрезидента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2010 № 372-IV (вводитсяв действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);от 18.01.2012 № 547-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после егопервого официального опубликования). Статья 11. Центры адаптации несовершеннолетних 1. Центрами адаптации несовершеннолетних (далее - Центр) являются организации, находящиесяв ведении органов образования, обеспечивающие прием и временное содержание несовершеннолетних: 1) безнадзорных и беспризорных в возрасте от трех до восемнадцати лет для установленияродителей или других законных представителей; 2) оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности ихсвоевременного устройства, а также отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровьюорганом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечениикоторых они находятся; 3) направляемых в специальные организации образования. 2. Основаниями помещения несовершеннолетних в Центр являются: 1) постановление суда в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 3) пункта 1настоящей статьи; 2) постановление органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, указанных вподпунктах 1) и 2) пункта 1 настоящей статьи. 3. В ночное время, выходные или праздничные дни, а также в иных исключительных случаяхнесовершеннолетние могут быть помещены в Центр на основании акта администрации Центра, о чем втечение двадцати четырех часов администрация Центра письменно извещает прокурора. Материалы вотношении несовершеннолетних в течение трех суток с момента помещения в Центр администрациейЦентра представляются органу опеки и попечительства для решения вопроса об их дальнейшемсодержании либо устройстве. 4. Сбор документов, необходимых для помещения несовершеннолетних в Центр, обеспечиваюторганы внутренних дел или органы опеки и попечительства. 5. Несовершеннолетние могут находиться в Центре не более трех месяцев. 6. В срок пребывания несовершеннолетних в Центре не входят период карантина, объявленногоуполномоченным органом в области здравоохранения, а также время нахождения несовершеннолетних встационарном медицинском учреждении в связи с болезнью. 7. Помещению в Центр не подлежат несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного,наркотического или токсического опьянения, а также несовершеннолетние с явно выраженнымисимптомами психических заболеваний. 8. Порядок и условия содержания несовершеннолетних в Центре определяютсяправилами,утвержденными уполномоченным государственным органом Республики Казахстан. Сноска. Статья 11 в редакции Закона РК от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие поистечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Статья 12. Компетенция органов образования Органы образования в пределах своей компетенции:  1) осуществляют меры по развитию сети специальных организаций образования и организацийобразования с особым режимом содержания для несовершеннолетних с девиантным поведением, а такжеиных организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка;  2) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;  3) выявляют и ведут учет несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинамобщеобразовательные учебные заведения, проводят с ними и их родителями или законнымипредставителями меры индивидуальной профилактики;  4) разрабатывают и внедряют в практику работы организаций образования программы иметодики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, привитиеим основ нравственности и здорового образа жизни;  5) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних,имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовятрекомендации по определению форм их дальнейшего обучения и воспитания;  6) участвуют в выявлении несовершеннолетних с девиантным поведением, неблагополучныхсемей, постановке их на учет в органы внутренних дел и проведении с ними мер индивидуальнойпрофилактики;  7) обеспечивают организацию в общеобразовательных учебных заведениях доступных спортивныхсекций, технических и иных кружков, клубов и вовлекают в них несовершеннолетних; 8) содержат в установленном законом порядке в Центрах адаптации несовершеннолетнихбезнадзорных и беспризорных в возрасте от трех до восемнадцати лет, несовершеннолетних,оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, а также направляемых в специальныеорганизации образования; 9) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актамиПрезидента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными Законом РК от 29.12.2010 № 372-IV (вводится вдействие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Статья 13. Специальные организации образования 1. Специальные организации образования являются учебно-воспитательными илилечебно-воспитательными учреждениями и создаются в целях обеспечения воспитания, обучения исоциальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет,систематически совершающих правонарушения, влекущие меры административного воздействия, злостноуклоняющихся от получения начального, основного среднего и общего среднего образования,систематически совершающих самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательныхорганизаций, совершающих иные антиобщественные действия.  2. Решение о целесообразности направления несовершеннолетних в специальные организацииобразования принимается судом по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите ихправ. При рассмотрении вопроса о направлении в специальные организации образованиянесовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими средствами ипсихотропными веществами, в обязательном порядке изучается целесообразность назначения импрохождения курса лечения от наркологических заболеваний.  3. Несовершеннолетний может быть направлен в специальную организацию образования на срокот одного месяца до одного года.  4. Пребывание несовершеннолетнего в специальной организации образования может бытьпрекращено досрочно в связи с достижением лицом совершеннолетия, а также если на основаниипредставления администрации учреждения либо территориальной комиссии по делам несовершеннолетнихи защите их прав суд по месту нахождения специальной организации образования придет к выводу,что несовершеннолетний для своего исправления больше не нуждается в применении данной меры.  5. Срок пребывания несовершеннолетних в специальных организациях образования, определенныйсудом, может быть продлен судом по месту нахождения специальной организации образования впорядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи, только в случаях:  1) необходимости завершения несовершеннолетним общеобразовательной или профессиональнойподготовки, но не более чем до достижения им совершеннолетия;  2) систематического совершения правонарушений, влекущих меры административноговоздействия, злостного уклонения от получения среднего образования, самовольных уходов изспециальных организаций образования, совершения иных антиобщественных действий.  6. В случае совершения воспитанником специальной организации образования общественноопасного деяния, содержащего признаки преступления, до достижения возраста, с которогонаступает уголовная ответственность , он в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона,может быть направлен в организацию образования с особым режимом содержания.  7. При рассмотрении вопроса о направлении несовершеннолетних в специальные организацииобразования обязательно участие прокурора.  8. Сбор документов, необходимых для помещения несовершеннолетних в специальные организацииобразования, обеспечивают государственные органы, осуществляющие выявление и учетнесовершеннолетних, указанных в пункте 1 настоящей статьи.  8-1. Порядок направления несовершеннолетнего в специальные организации образованияопределяется Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан. 9. Администрация специальных организаций образования:  1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себяохрану территории указанного учреждения, личную безопасность воспитанников и их максимальнуюзащищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию указанногоучреждения посторонних лиц и самовольного ухода из него воспитанников, круглосуточное наблюдениеи контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна, проведение личногоосмотра несовершеннолетних, их вещей и спальных помещений;  2) информирует органы внутренних дел по местонахождению указанного учреждения и по местужительства несовершеннолетних о фактах их самовольного ухода и принимает непосредственноеучастие по их розыску и возвращению;  3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительстванесовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за одинмесяц до окончания срока пребывания, а также характеристику на несовершеннолетнего ирекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем мер индивидуальной профилактики иоказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве.  10. В специальные организации образования не могут быть помещены несовершеннолетние,имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики Казахстан.  11. Порядок создания, организация деятельности специальных организаций образования иусловия содержания в них несовершеннолетних определяются положением об этих организациях,утвержденным центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.  12. Решение о создании, реорганизации и ликвидации специальных организаций образованияпринимается местными исполнительными органами.  Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 года N 320 (порядоквведения в действие см. ст.2 ); от 10.07.2009 N 176-IV (порядок введения в действие см. ст.2 );от 23.11.2010 № 354-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после егопервого официального опубликования). Статья 14. Организации образования с особым режимом  содержания 1. Организации образования с особым режимом содержания являются учебно-воспитательными илилечебно-воспитательными учреждениями и создаются в целях обеспечения особых условий воспитания,обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних. 2. В организации образования с особым режимом содержания помещаются несовершеннолетние ввозрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обученияи требующие специального педагогического подхода, в случаях, если они: 1) после вынесения в отношении них постановления об отказе в возбуждении уголовного делаили о прекращении уголовного дела в связи с недостижением возраста, с которого наступаетуголовная ответственность, вновь совершили общественно опасное деяние; 2) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления иосвобождены судом от уголовной ответственности и наказания в порядке, предусмотренном статьей 81Уголовного кодекса Республики Казахстан. 3. Решение о целесообразности направления несовершеннолетних, не достигших возраста, скоторого наступает уголовная ответственность, в организации образования с особым режимомсодержания принимается судом по представлению органа внутренних дел. Представление о направлении несовершеннолетнего, указанного в подпункте 1) пункта 2настоящей статьи, в организации с особым режимом содержания направляется органами внутренних делв суд в течение тридцати суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела вотношении указанного несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до тридцати суток на основаниипостановления органов внутренних дел или прокурора. 4. Материалы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, перед их направлением в судпредставляются для ознакомления несовершеннолетнему и его законным представителям. Об ознакомлении с указанными материалами заинтересованные лица делают в представленномматериале соответствующую запись. 5. Несовершеннолетний может быть направлен в организацию образования с особым режимомсодержания на срок от шести месяцев до двух лет. Основаниями содержания несовершеннолетнего в организациях образования с особым режимомсодержания являются: 1) постановление суда – в отношении лиц, указанных в подпункте 1) пункта 2 настоящейстатьи; 2) приговор суда – в отношении лиц, указанных в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи. 6. Пребывание несовершеннолетнего в организации образования с особым режимом содержанияможет быть прекращено досрочно в связи с достижением лицом совершеннолетия, а также если наосновании представления администрации организации образования с особым режимом содержания судпридет к выводу, что несовершеннолетний для своего исправления больше не нуждается в примененииданной меры. 7. Срок пребывания несовершеннолетнего в организации образования с особым режимомсодержания, определенный судом, может быть продлен в порядке, установленном пунктом 3 настоящейстатьи, только в случаях: 1) необходимости завершения несовершеннолетним общеобразовательной или профессиональнойподготовки, но не более чем до достижения им совершеннолетия; 2) совершения общественно опасного деяния, содержащего признаки преступления, додостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 8. При рассмотрении вопроса о направлении несовершеннолетнего в организации образования сособым режимом содержания обязательно участие прокурора. 9. Сбор документов, необходимых для помещения несовершеннолетних в организации образованияс особым режимом содержания, обеспечивают органы внутренних дел. 10. Порядок направления несовершеннолетних, указанных в подпункте 1) пункта 2 настоящейстатьи, в организации образования с особым режимом содержания определяется Гражданскимпроцессуальным кодексом Республики Казахстан. Порядок направления несовершеннолетних, указанных в подпункте 2) пункта 2 настоящейстатьи, определяется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан. 11. Администрация организаций образования с особым режимом содержания: 1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себяохрану территории организации образования с особым режимом содержания, личную безопасностьвоспитанников и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободноговхода на территорию организации образования с особым режимом содержания посторонних лиц исамовольного ухода из него воспитанников, круглосуточное наблюдение и контроль занесовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна, проведение личного осмотранесовершеннолетних, их вещей и спальных помещений; 2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения организации образования с особымрежимом содержания и по месту жительства несовершеннолетних о фактах их самовольного ухода ипринимает непосредственное участие по их розыску и возвращению; 3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительстванесовершеннолетнего извещение о его выпуске из организации образования с особым режимомсодержания не позднее чем за один месяц до окончания срока пребывания, а также характеристику нанесовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальнойпрофилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве. 12. В организации образования с особым режимом содержания не могут быть помещенынесовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанныхорганизациях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики Казахстан. 13. Порядок создания, организация деятельности организаций образования с особым режимомсодержания и условия содержания в них несовершеннолетних определяются положением об этихорганизациях, утвержденным центральным исполнительным органом Республики Казахстан в областиобразования. 14. Решение о создании, реорганизации и ликвидации организаций образования с особымрежимом содержания принимается местными исполнительными органами. Сноска. Статья 14 в редакции Закона РК от 23.11.2010 № 354-IV (вводится в действие поистечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Статья 14-1. Основания выпуска (освобождения) несовершеннолетних из специальных учреждений и организаций 1. Несовершеннолетние выпускаются из специальных организаций образования в случае: 1) истечения срока, определенного судом; 2) досрочно в связи с достижением совершеннолетия; 3) досрочно, если суд на основании представления администрации учреждения либотерриториальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав придет к выводу, чтонесовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении данной меры; 4) направления несовершеннолетнего в организацию образования с особым режимом содержания; 5) наступления обстоятельств, при которых несовершеннолетний не может находиться в данномучреждении в соответствии с настоящим Законом. 2. Несовершеннолетние выпускаются из организаций образования с особым режимом содержания вслучае: 1) истечения срока, определенного судом; 2) досрочно в связи с достижением совершеннолетия; 3) досрочно, если суд на основании представления администрации учреждения либотерриториальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав придет к выводу, чтонесовершеннолетний для своего исправления не нуждается в дальнейшем применении данной меры; 4) наступления обстоятельств, при которых несовершеннолетний не может находиться в данномучреждении в соответствии с настоящим Законом. 3. Несовершеннолетние освобождаются из Центров адаптации несовершеннолетних в случае: 1) установления родителей или других законных представителей; 2) помещения в специальные организации образования, организации образования с особымрежимом содержания; 3) помещения в детский дом (интернат); 4) вступления в законную силу приговора суда; 5) наступления обстоятельств, при которых несовершеннолетний не может находиться в данномучреждении в соответствии с настоящим Законом. Сноска. Закон дополнен статьей 14-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 15. Органы здравоохранения Органы здравоохранения в пределах своей компетенции организуют:  1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителейили законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни;  2) разработку и реализацию мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании итоксикомании среди несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;  3) круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрастедо трех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей;  4) консультативную помощь государственным органам и учреждениям системы профилактикиправонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, а также родителям илизаконным представителям несовершеннолетних;  5) круглосуточный прием и оказание медицинской помощи несовершеннолетним, находящимся всостоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;  6) оказание в соответствии с законодательством Республики Казахстан специализированнойдиагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения вповедении;  7) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних,направляемых в специальные организации образования и организации образования с особым режимомсодержания;  8) выявление, учет, обследование и медико-социальную реабилитацию несовершеннолетних,злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и инымисильнодействующими веществами, оказывающими отрицательное влияние на психические и физическиефункции и поведение человека;  9) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечениенесовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями;  10) информирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав о распространениинаркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних, а также месте дислокации,возможностях и результатах деятельности учреждений здравоохранения, осуществляющих функции,указанные в настоящей статье; 11) осуществление иных полномочий, предусмотренных законами Республики Казахстан, актамиПрезидента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2009 N 176-IV (порядоквведения в действие см. ст.2); от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десятикалендарных дней после его первого официального опубликования). Статья 16. Государственный орган,  координирующий реализацию  государственной политики в сфере  занятости населения Государственный орган , координирующий реализацию государственной политики в сферезанятости населения, осуществляет контроль за соблюдением условий труда несовершеннолетних всоответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.  Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными Законом РК от 15 мая 2007 г. N 253 . Статья 17. Органы юстиции Сноска. Статья 17 исключена от 18.01.2012 № 547-IV (вводится в действие по истечениидесяти календарных дней после его первого официального опубликования). Статья 18. Иные государственные органы, участвующие в  профилактике правонарушений, безнадзорности  и беспризорности среди несовершеннолетних    1. Органы культуры, информации, физической культуры, спорта и туризма в пределах своейкомпетенции:  1) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике правонарушений,безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;  2) оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальнымучреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана сосуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности срединесовершеннолетних;  3) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;  4) осуществляют деятельность по пропаганде и формированию законопослушного поведениянесовершеннолетних и здорового образа жизни.  2. Органы опеки и попечительства в пределах своей компетенции участвуют в проведении мериндивидуальной профилактики с несовершеннолетними, указанными в пункте 1 статьи 19, если ониявляются сиротами или остались без попечения родителей и других законных представителей. Глава 3. Организация деятельности по профилактике  правонарушений, безнадзорности и  беспризорности среди несовершеннолетних Статья 19. Меры индивидуальной профилактики 1. Меры индивидуальной профилактики проводится в отношении несовершеннолетних:  1) безнадзорных и беспризорных;  2) содержащихся в специальных организациях образования, организациях образования с особымрежимом содержания и Центрах адаптации несовершеннолетних;  3) злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными ииными сильнодействующими веществами, оказывающими отрицательное влияние на психические ифизические функции и поведение человека;  4) не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения;  5) совершивших административные правонарушения и освобожденных от административнойответственности или от исполнения назначенного административного взыскания с применением мервоспитательного воздействия;  6) освобожденных от уголовной ответственности или наказания по нереабилитирующимоснованиям, в том числе вследствие акта амнистии или помилования;  7) совершивших деяния, содержащие признаки преступления, не подлежащих уголовнойответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовнаяответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическимрасстройством;  8) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения , не связанные с заключением под стражу;  9) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания;  10) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;  11) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы ;  12) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденныхсудом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия ;  13) условно осужденных , осужденных к привлечению к общественным работам, осужденных кисправительным работам, иным видам наказаний , не связанных с лишением свободы.  2. Меры индивидуальной профилактики проводится также в отношении родителей, другихзаконных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей повоспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияют на их поведение,а также иных лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений илиантиобщественных действий.  Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2009 N 176-IV (порядоквведения в действие см. ст. 2); от 23.11.2010 № 354-IV (вводится в действие по истечении десятикалендарных дней после его первого официального опубликования); от 29.12.2010 № 372-IV (вводитсяв действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Статья 19-1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних 1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности срединесовершеннолетних применяются для систематического целенаправленного воздействия направосознание и поведение несовершеннолетних в целях предупреждения совершения новыхправонарушений с их стороны, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению. 2. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорностисреди несовершеннолетних являются: 1) профилактическая беседа; 2) представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 3) профилактический учет и контроль; 4) направление в специальные организации образования и организации образования с особымрежимом содержания; 5) меры воспитательного воздействия; 6) защитное предписание; 7) административное взыскание; 8) меры, принимаемые по приговору суда. 3. Меры индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности срединесовершеннолетних определяются с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетних, вотношении которых они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных имиправонарушений. 4. Решение о применении мер индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности ибеспризорности среди несовершеннолетних может быть обжаловано заинтересованными лицами впорядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 5. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних,совершивших бытовое насилие, применяются с учетом особенностей, установленных законодательствомРеспублики Казахстан о профилактике бытового насилия. 6. Учет мер индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорностисреди несовершеннолетних осуществляется в порядке, определяемом центральными исполнительнымиорганами в пределах их компетенции. Сноска. Глава 3 дополнена статьей 19-1 в соответствии с Законом РК от 29.04.2010 № 272-IV(порядок введения в действие см. ст. 2); с изменением, внесенным Законом РК от 23.11.2010 №354-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 19-2. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних 1. Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорностии беспризорности среди несовершеннолетних является одно из следующих обстоятельств: 1) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствахмассовой информации; 2) непосредственное обнаружение сотрудником органа внутренних дел факта совершения либопопытки совершения правонарушения; 3) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления. 2. Заявления и сообщения о совершении правонарушения или об угрозе его совершениярассматриваются государственными органами в порядке, установленном законодательством РеспубликиКазахстан. Сноска. Глава 3 дополнена статьей 19-2 в соответствии с Законом РК от 29.04.2010 № 272-IV(порядок введения в действие см. ст.2). Статья 19-3. Профилактическая беседа 1. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условийпротивоправного поведения, разъяснение социальных и правовых последствий правонарушения иубеждение в необходимости законопослушного поведения. 2. Профилактическая беседа проводится представителем государственного органа и учреждениясистемы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, ккомпетенции которых относится применение мер индивидуальной профилактики правонарушений, слицом, совершившим правонарушение или в отношении которого имеется основание для принятия мериндивидуальной профилактики правонарушений. 3. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях государственных органовсистемы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, атакже по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте выявления правонарушенияи не может продолжаться более одного часа. 4. Несовершеннолетний, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается онеобходимости прекращения противоправных действий. 5. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей,педагогов или других законных представителей. Сноска. Глава 3 дополнена статьей 19-3 в соответствии с Законом РК от 29.04.2010 № 272-IV(порядок введения в действие см. ст.2).  Статья 19-4. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений 1. В случае выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений,государственные органы системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорностисреди несовершеннолетних направляют представление об их устранении руководителю или должностномулицу соответствующей организации. 2. Руководитель или должностное лицо соответствующей организации в месячный срок со дняполучения представления обязаны предоставить в письменном виде информацию о результатахрассмотрения представления и принятых мерах в государственные органы системы профилактикиправонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Сноска. Глава 3 дополнена статьей 19-4 в соответствии с Законом РК от 29.04.2010 № 272-IV(порядок введения в действие см. ст.2).  Статья 19-5. Профилактический учет и контроль  1. Профилактический учет ведется для сбора и регистрации информации в целях осуществленияпрофилактического контроля за несовершеннолетними, в отношении которых установленыпредусмотренные законами Республики Казахстан определенные ограничения и возложены определенныеобязанности. 2. На профилактический учет ставятся несовершеннолетние, в отношении которых: 1) вынесено защитное предписание; 2) принято решение об ограничении досуга и установлении особых требований к поведению; 3) принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания; 4) назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества, а также условно или сотсрочкой отбывания наказания. 3. Профилактический учет ведется органами внутренних дел. 4. Профилактический контроль заключается в систематическом наблюдении за соблюдениемустановленных ограничений и выполнением возложенных обязанностей несовершеннолетними, состоящимина профилактическом учете. Права и обязанности этих лиц, а также порядок осуществления за нимипрофилактического контроля определяются законами Республики Казахстан. 5. Постановка на профилактический учет может быть обжалована заинтересованными лицами впорядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 6. Несовершеннолетний уведомляется в письменной форме о постановке на профилактическийучет органами внутренних дел в день вынесения защитного предписания либо в течение десятикалендарных дней со дня вступления в законную силу решения суда. 7. Профилактический контроль осуществляется в течение действия профилактического учета. Поистечении срока действия установленных ограничений и выполнения возложенных обязанностей лицоснимается с профилактического учета, о чем уведомляется в письменной форме. 8. Сведения, содержащиеся в профилактическом учете, могут быть использованы исключительнов пределах решения задач по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 9. Ведение профилактического учета осуществляется в порядке, определяемом Министерствомвнутренних дел Республики Казахстан. Сноска. Глава 3 дополнена статьей 19-5 в соответствии с Законом РК от 29.04.2010 № 272-IV(порядок введения в действие см. ст. 2); с изменениями, внесенными Законом РК от 18.01.2012 №547-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 20. Основания проведения мер индивидуальной профилактики Основаниями проведения мер индивидуальной профилактики в отношении несовершеннолетних, ихродителей или законных представителей, а также иных лиц, вовлекающих несовершеннолетних всовершение правонарушений или антиобщественных действий, являются обстоятельства,предусмотренные статьей 19 настоящего Закона, если они официально зафиксированы в следующихдокументах:  1) приговоре, определении или постановлении суда;  2) постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора,следователя, органа дознания;  3) заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактикиправонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, по результатампроведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;  4) заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей обоказании им помощи по вопросам, относящимся к компетенции органов, учреждений и иныхорганизаций, осуществляющих профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности срединесовершеннолетних.  Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2009 N 176-IV (порядоквведения в действие см. ст.2 ). Статья 21. Сроки проведения мер индивидуальной профилактики Меры индивидуальной профилактики в отношении несовершеннолетних, их родителей или законныхпредставителей, а также иных лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений илиантиобщественных действий, проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощинесовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности,беспризорности, совершению правонарушений или антиобщественных действий несовершеннолетних, илидостижения несовершеннолетними возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств,предусмотренных законодательством Республики Казахстан.  Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2009 N 176-IV (порядоквведения в действие см. ст.2 ). Статья 22. Права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики 1. Несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, а также иным лицам, вотношении которых применяются меры индивидуальной профилактики, обеспечиваются права и свободы,гарантированные Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативнымиправовыми актами Республики Казахстан. 2. Несовершеннолетние, содержащиеся в специальных организациях образования, организацияхобразования с особым режимом содержания и Центрах адаптации несовершеннолетних, наряду справами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в установленном порядке имеют право на: 1) уведомление родителей или законных представителей об их помещении в специальныеучреждения и организации; 2) обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактикиправонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, в вышестоящие органыуказанной системы, а также в органы прокуратуры, суд; 3) получение информации о своих правах и обязанностях, режиме содержания и дисциплинарныхтребованиях; 4) личную безопасность в специальных учреждениях и организациях, а также по путиследования к месту их расположения, месту жительства либо бытового устройства; 5) гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение; 6) поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения ихколичества, получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграммбез ограничения их количества; 7) обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевогодовольствия по нормам, утвержденным Правительством Республики Казахстан; 8) свидание с родителями либо лицами, их заменяющими, родственниками и иными лицами; 9) восьмичасовой сон в ночное время, а дети в возрасте от трех до семи лет надополнительный двухчасовой сон в дневное время; 10) ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов; 11) получение начального, основного среднего, общего среднего, технического ипрофессионального образования в период нахождения в специальных организациях образования иорганизациях образования с особым режимом содержания; 12) отправление религиозных обрядов при условии соблюдения правил внутреннего распорядка ирежима содержания, установленного в специальных учреждениях; 13) пользование имеющимися в специальных учреждениях и организациях литературой иизданиями периодической печати; 14) участие в гражданско-правовых отношениях в соответствии с требованиямизаконодательства Республики Казахстан; 15) получение денежного вознаграждения за работу, выполненную в период производственнойпрактики. Сноска. Статья 22 в редакции Закона РК от 29.12.2010 № 375-IV (вводится в действие поистечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Статья 22-1. Обеспечение личной безопасности несовершеннолетних При возникновении угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего сотрудники специальныхучреждений и организаций обязаны немедленно принять меры по обеспечению его личной безопасности. Сноска. Закон дополнен статьей 22-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 22-2. Свидания с защитниками, родственниками и иными лицами 1. С момента помещения несовершеннолетних в специальные учреждения и организации импредоставляются свидания с защитником наедине и конфиденциально. 2. Свидания осуществляются под контролем сотрудников специальных учреждений и организаций.В случае попытки передачи несовершеннолетнему запрещенных предметов, веществ и продуктов питаниялибо сведений, которые могут способствовать совершению преступления, свидания прерываютсядосрочно. 3. Официальные представители дипломатических представительств иностранных государств порешению Генеральной прокуратуры Республики Казахстан имеют право посетить несовершеннолетнегоиностранца, являющегося гражданином представляемого ими государства. Сноска. Закон дополнен статьей 22-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 22-3. Переписка 1. Несовершеннолетним разрешается в неограниченном количестве получать, отправлятьродственникам и иным лицам письма или телеграммы. 2. Переписка несовершеннолетних осуществляется только через администрацию специальныхучреждений и организаций. 3. Вручение писем, поступающих на имя несовершеннолетних, содержащихся в специальныхучреждениях и организациях, а также отправление их писем адресатам производятся администрациейспециальных учреждений и организаций не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письмаили сдачи его несовершеннолетними, за исключением праздничных и выходных дней. 4. Сведения о смерти или тяжелом заболевании близкого родственника сообщаютсянесовершеннолетнему незамедлительно после их получения. 5. Письма, поступившие на имя несовершеннолетнего после его убытия из специальныхучреждений и организаций, не позднее чем в трехдневный срок после их получения отправляются поместу его убытия. Сноска. Закон дополнен статьей 22-3 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 22-4. Направление обращений 1. Обращения несовершеннолетних, адресованные в государственные органы, органы местногосамоуправления, общественные объединения и средства массовой информации, направляются черезадминистрацию специальных учреждений и организаций. 2. Обращения, адресованные в суд, органы прокуратуры и государственные органы,направляются администрацией специальных учреждений и организаций адресату не позднее двадцатичетырех часов. 3. Ответы на обращения объявляются несовершеннолетним под расписку и приобщаются к личнымделам. 4. Не допускается преследование в любой форме несовершеннолетних за обращения в связи снарушением их прав и законных интересов. Должностные лица специальных учреждений и организаций,виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законами РеспубликиКазахстан. Сноска. Закон дополнен статьей 22-4 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 22-5. Питание, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости 1. Несовершеннолетние, содержащиеся в специальных учреждениях и организациях,обеспечиваются питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем по нормам, определяемымПравительством Республики Казахстан. 2. Прием пищи осуществляется в отдельных помещениях (столовых) от игровых и спальныхпомещений. 3. Администрация специальных учреждений и организаций обязана создать несовершеннолетнимусловия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. 4. Специальные учреждения и организации должны быть оснащены игровыми залами, спальнымипомещениями, помещениями для приема пищи, учебным классом и прогулочными дворами длянесовершеннолетних, отвечающими требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, а такжеисключающими условия самовольного ухода несовершеннолетних из специальных учреждений иорганизаций. 5. Несовершеннолетние обеспечиваются учебными пособиями, литературой, канцелярскимипринадлежностями и другими средствами, необходимыми для получения обязательного среднегообразования. Сноска. Закон дополнен статьей 22-5 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 22-6. Медико-санитарное обеспечение 1. Администрация специальных учреждений и организаций обязана обеспечивать соблюдениеустановленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, охрану здоровьянесовершеннолетних. 2. Оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе психиатрической,осуществляется медицинскими работниками специальных учреждений и организаций. 3. При установлении необходимости госпитализации несовершеннолетний направляется всоответствующую медицинскую организацию. 4. При получении несовершеннолетними телесных повреждений освидетельствование проводитсямедицинскими работниками специальных учреждений и организаций безотлагательно. Результатымедицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются пострадавшему,территориальному органу опеки и попечительства или родителям либо лицам, их заменяющим. Порешению руководителя администрации специальных учреждений и организаций или органаосвидетельствование производится работниками медицинских организаций. 5. В случае тяжелого заболевания либо смерти несовершеннолетнего администрация специальныхучреждений и организаций сообщает об этом близким родственникам, в органы прокуратуры,территориальному органу опеки и попечительства. Тело умершего после патологоанатомическогоисследования, а также производства действий, предусмотренных законодательством РеспубликиКазахстан, передается лицам, его востребовавшим. Захоронение умершего несовершеннолетнего, тело которого не востребовано, осуществляется засчет бюджетных средств. 6. В случаях обнаружения тяжелого заболевания у несовершеннолетнего, от которого можетнаступить смерть, администрация специальных учреждений и организаций имеет право, при наличиимедицинского заключения, ставить вопрос об изменении режима содержания несовершеннолетнего, атакже о направлении его в организацию здравоохранения для прохождения лечения. Сноска. Закон дополнен статьей 22-6 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 22-7. Обязанности несовершеннолетних, содержащихся в специальных учреждениях и организациях 1. Несовершеннолетние, содержащиеся в специальных учреждениях и организациях, обязаны: 1) соблюдать режим содержания в специальных учреждениях и организациях, установленныйнастоящим Законом и правилами внутреннего распорядка; 2) выполнять законные требования администрации специальных учреждений и организаций; 3) соблюдать требования гигиены и санитарии; 4) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью других лиц; 5) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников специальных учреждений иорганизаций; 6) не препятствовать сотрудникам специальных учреждений и организаций в выполнении имислужебных обязанностей; 7) соблюдать правила пожарной безопасности; 8) бережно относиться к имуществу специальных учреждений и организаций; 9) посещать учебные занятия. 2. Несовершеннолетним, содержащимся в специальных учреждениях и организациях, запрещаетсяиметь при себе предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни издоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо длявоспрепятствования целям содержания несовершеннолетних в этих учреждениях. 3. Привлечение несовершеннолетних к мероприятиям, не связанным с учебно-воспитательнымпроцессом и социальной реабилитацией, запрещается. Сноска. Закон дополнен статьей 22-7 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 22-8. Применение мер поощрения и взыскания к несовершеннолетним, содержащимся в специальных учреждениях и организациях 1. В специальных учреждениях и организациях устанавливаются следующие меры поощрения: 1) объявление благодарности устно или в приказе, который приобщается к личному делунесовершеннолетнего; 2) досрочное снятие ранее наложенного взыскания; 3) награждение грамотой; 4) занесение на Доску почета; 5) сообщение родителям, лицам, их заменяющим, либо по месту прежней учебы о хорошемповедении воспитанника и его успехах в учебе и труде; 6) присуждение лучшему классу или группе вымпела, грамоты; 7) присвоение звания "Лучший по профессии". 2. За нарушение режима и правил внутреннего распорядка к несовершеннолетним могутприменяться следующие меры взыскания: 1) предупреждение; 2) объявление выговора устно или в приказе, который приобщается к личному делунесовершеннолетнего; 3) обсуждение на общем собрании несовершеннолетних, группы или класса, на педагогическомсовете организаций образования с особым режимом содержания либо специальной организацииобразования. Сноска. Закон дополнен статьей 22-8 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официальногоопубликования). Статья 23. Гарантии исполнения настоящего Закона Органы и учреждения системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорностисреди несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав изаконных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации,физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и инойэксплуатации, выявлять несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, инеблагополучные семьи, а также незамедлительно информировать:  1) органы прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;  2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - о случаях нарушения правнесовершеннолетних на образование, свободу труда, отдых, жилище и других прав, а также онедостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению правонарушений,безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;  3) органы опеки и попечительства - о несовершеннолетних, оставшихся без попеченияродителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу ихжизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;  4) органы внутренних дел - о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних,неблагополучных семьях, несовершеннолетних, совершивших (совершающих) правонарушения илиантиобщественные действия, а также родителях и иных взрослых лицах, вовлекающихнесовершеннолетних в преступную деятельность или антиобщественные действия или совершающих вотношении их другие противоправные деяния;  5) органы здравоохранения - о несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюденииили лечении в связи со злоупотреблением алкогольными напитками, наркотическими средствами,психотропными или иными сильнодействующими веществами, оказывающими отрицательное влияние напсихические и физические функции и поведение человека;  6) органы образования - о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи ссамовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи спрекращением по неуважительным причинам занятий в общеобразовательных учебных заведениях.  Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2009 N 176-IV (порядоквведения в действие см. ст.2 ). Статья 24. Контроль за деятельностью органов,  учреждений и иных организаций,  осуществляющих профилактику правонарушений,  безнадзорности и беспризорности среди  несовершеннолетних Государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностьюподведомственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактикуправонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, в порядке,установленном законодательством Республики Казахстан. Статья 25. Ответственность за нарушение  законодательства Республики Казахстан о  профилактике правонарушений, безнадзорности  и беспризорности среди несовершеннолетних Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о профилактикеправонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, несут ответственностьв порядке, установленном законами Республики Казахстан.      Президент       Республики КазахстанДанный документ не является официальным источником опубликования.© 2012. РГП Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан.