О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей сограниченными возможностями

Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343 

Вниманию пользователей! 

Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ 

Настоящий Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционнойподдержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощидетям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением,трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.

Глава 1. Общие положения 

Статья 1. Термины и определения, используемые в  настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные термины и определения: 1) социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченнымивозможностями - деятельность организаций образования, социальной защиты населения,здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги,обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления и компенсацииограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданамивозможностей участия в жизни общества; 2) ребенок (дети) с ограниченными возможностями - ребенок (дети) до восемнадцати лет сфизическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности,обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиямитравм, подтвержденными в установленном порядке; 3) ребенок группы "риска" - ребенок (дети) до трех лет, имеющий высокую вероятностьотставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства иоказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки; 4) физический недостаток - стойкое нарушение развития и (или) функционирования органа(органов), требующее длительной социальной, медицинской и коррекционно-педагогической поддержки; 5) психический недостаток - временный или постоянный недостаток в развитии и (или)функционировании психики человека, включая: последствия сенсорных нарушений; нарушения речи;нарушения эмоционально-волевой сферы; последствия повреждения мозга; нарушения умственногоразвития, в том числе умственную отсталость; задержку психического развития и связанные с этимспецифические трудности в обучении; 6) сложный недостаток - любое сочетание психического и физического недостатков; 7) тяжелый недостаток - психический и (или) физический недостаток, выраженный в такойстепени, что образование в соответствии с государственными (в том числе специальными)образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваютсяовладением навыками самообслуживания, элементарными знаниями об окружающем мире и простымитрудовыми навыками или узкой профессиональной подготовкой; 8) раннее вмешательство (ранняя поддержка) - социальная и медико-педагогическаякоррекционная поддержка детей раннего возраста (до трех лет), включающая в себя скринингпсихофизических нарушений, медицинскую психолого-педагогическую диагностику, лечение,развивающее обучение; 9) социальная адаптация - активное приспособление детей с ограниченными возможностями кусловиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения,принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной имедико-педагогической коррекционной поддержки; 10) социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным лицам, семьям вреализации их социальных прав и гарантий компенсацией нарушенных или утраченных функций,препятствующих их полноценному социальному функционированию; 11) скрининг - массовое стандартизированное обследование с целью выявления детей группы"риска"; 12) медицинская и психолого-педагогическая диагностика - комплексная междисциплинарнаяоценка психофизического развития детей для выявления различных недостатков и определенияадекватных условий лечения, обучения и воспитания; 13) медицинская реабилитация - комплекс медицинских мероприятий, направленных на лечение,восстановление нарушенных или утраченных функций организма; 14) специальные образовательные программы - программы, предназначенные для обучения детейс ограниченными возможностями; 15) специальное образование - образование, предоставляемое детям с ограниченнымивозможностями с созданием специальных условий; 16) специальные образовательные условия - условия для получения специального образования,включая технические и иные вспомогательные средства, а также медицинские, социальные и иныеуслуги, без которых невозможно освоение образовательных программ детьми с ограниченнымивозможностями; 17) специальные организации образования - организации, созданные для диагностики иконсультирования, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями:психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, кабинетыпсихолого-педагогической коррекции, детские сады, логопедические пункты при школах и другиеорганизации; 18) специальные коррекционные организации - организации для детей с ограниченнымивозможностями в развитии:  с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие);  с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие);  с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата;  с нарушениями речи;  с умственной отсталостью;  с задержкой психического развития;  с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения;  со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой; 19) психологическое обследование - определение особенностей психического состояния ипотенциальных возможностей психического развития детей с ограниченными возможностями; 20) социальное обследование - определение степени социальной недостаточности, котораяможет быть обусловлена ограничением физической независимости, мобильности, способностизаниматься обычной деятельностью, экономической самостоятельности и способности к интеграции вобщество с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста; 21) медицинское обследование - определение вида, тяжести нарушения (отсутствия) функции(функций) отдельного органа или организма в целом, обусловливающих ограничение жизнедеятельностидетей; 22) педагогическое обследование - определение особенностей интеллектуального развитиядетей и их потенциальных возможностей к игровой деятельности, получению образования и общению сучетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста; 23) профессиональная диагностика - определение потенциальных возможностей детей к усвоениюи выполнению навыков трудовой деятельности или профессии с учетом имеющегося психического и(или) физического недостатка; 24) индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями - переченьмедицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных навосстановление способности ребенка к бытовой, общественной, профессиональной деятельности всоответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетомпрогнозирования уровня его соматического состояния, психофизической выносливости, социальногостатуса семьи и возможностей социальной инфраструктуры; 25) уполномоченный государственный орган (далее - уполномоченный орган) - центральныеисполнительные органы, осуществляющие руководство в области охраны здоровья граждан, образования, социальной защиты населения. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о  социальной и медико-педагогической  коррекционной поддержке детей с  ограниченными возможностями 1. Законодательство Республики Казахстан о социальной и медико-педагогическойкоррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями основывается на КонституцииРеспублики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актовРеспублики Казахстан.  2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иныеправила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международногодоговора.  3. Отношения, связанные с государственной поддержкой детей-сирот, детей с психическимизаболеваниями, малообеспеченных семей и иных категорий лиц, нуждающихся в государственнойподдержке, регулируются настоящим Законом лишь в той части, в какой это связано с социальной имедико-педагогической коррекционной поддержкой детей с ограниченными возможностями. Статья 3. Социальная и медико-педагогическая  коррекционная поддержка детей с  ограниченными возможностями, ее  цели, задачи и принципы 1. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченнымивозможностями начинается с рождения ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста путемпроведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социальногообследований и профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации,оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и трудового обучения.  2. Целями социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:  1) раннее (с рождения) выявление врожденных и наследственных заболеваний, отклонений отнормального развития;  2) профилактика отставания и нарушений в развитии детей, предупреждение тяжелых форминвалидности;  3) снижение уровня детской инвалидности;  4) компенсация или восстановление физических, психических и иных способностей детей сограниченными возможностями, реализация их социальных прав, содействие наиболее полной ихсоциальной адаптации.  3. Задачами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:  1) создание единой государственной системы выявления и учета детей с ограниченнымивозможностями;  2) развитие сети организаций, осуществляющих специальные образовательные и специальныесоциальные услуги;  3) социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;  4) социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;  5) кадровое, научное и организационно-методическое обеспечение организаций, осуществляющихсоциальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;  6) интеграция деятельности организаций социальной защиты населения, здравоохранения,образования по вопросам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей сограниченными возможностями.  4. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка основывается на следующихпринципах:  1) гарантированность оказания социальной поддержки и реабилитационной помощи детям сограниченными возможностями и их семьям;  2) сотрудничество семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и специалистоворганизаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;  3) доступность и равные права детей на раннюю поддержку и образование, независимо отстепени ограничения способностей, возраста, социального статуса;  4) индивидуальность подхода к каждому ребенку и дифференциация оказания социальной имедико-педагогической коррекционной поддержки.Глава 2. Государственное регулированиевопросов социальной и медико-педагогическойкоррекционной поддержки детейс ограниченными возможностями Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан:  1) утверждает программы социальной поддержки детей с ограниченными возможностями;  2) определяет государственные стандарты социального обслуживания и социального обеспеченияв области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченнымивозможностями;  3) по представлению уполномоченного органа в области охраны здоровья граждан утверждаетбесплатный гарантированный объем медицинской помощи в сфере социальной и медико-педагогическойкоррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;  4) определяет порядок разработки, утверждения государственных общеобязательныхобразовательных стандартов специального дошкольного воспитания и обучения и специальногоначального, основного среднего, общего среднего образования для детей с ограниченнымивозможностями; 5) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстани актами Президента Республики Казахстан. Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 N 320 (порядоквведения в действие см. ст. 2); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011). Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области  охраны здоровья граждан Уполномоченный орган в области охраны здоровья граждан:  1) определяет порядок организации скрининга для максимально раннего выявления детей группы"риска" в родовспомогательных учреждениях, детских поликлиниках, учреждениях первичноймедико-санитарной помощи и направления выявленных детей группы "риска" и с ограниченнымивозможностями в психолого-медико-педагогические консультации;  2) определяет порядок организации диагностики, лечения различных видов патологии детей сфизическими и (или) психическими недостатками;  3) обеспечивает совместно с уполномоченным органом в области образования подготовку врачейобщей практики, педиатров и средних медицинских работников по вопросам раннего выявления детейгруппы "риска";  4) способствует использованию международного опыта по диагностике и лечению детей сограниченными возможностями; 5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законамиРеспублики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства РеспубликиКазахстан. Сноска. Статья 5 с изменением, внесенным Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится вдействие с 13.10.2011). Статья 6. Компетенция уполномоченного органа в  области образования Уполномоченный орган в области образования:  1) устанавливает государственные образовательные стандарты специального дошкольного воспитания и обучения и начального, основного среднего, общего среднего образования;  2) определяет единые принципы и нормативы специальных образовательных условий для всехорганизаций образования;  2-1) проводит мониторинг республиканских, местных программ социальной имедико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями совместно сорганами социальной защиты населения на основе первичных статистических данных, полученных входе проведения ведомственных статистических наблюдений;  3) определяет предельную наполняемость специальных классов (групп), где обучаются дети сограниченными возможностями;  4) устанавливает перечень типов и видов специальных организаций образования; определяетнеобходимое количество мест в организациях образования для лиц, нуждающихся в специальномобразовании;  5) устанавливает обязательные минимальные требования к материально-техническому иучебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучениедетей с ограниченными возможностями;  6) определяет методики аттестации обучающихся;  7) совместно с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан, социальнойзащиты разрабатывает и утверждает нормативные требования на технические средства обучения детейс ограниченными возможностями;  8) осуществляет координацию деятельности по научно-методическому обеспечению организацийобразования;  9) осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства РеспубликиКазахстан и нормативных правовых актов в области специального образования;  10) совместно с другими заинтересованными государственными органами организует научноесопровождение программ социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей сограниченными возможностями;  11) (исключен); 12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законамиРеспублики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства РеспубликиКазахстан. Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводится вдействие с 01.01.2005); от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст. 2); от19.03.2010 № 258-IV; от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011). Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в  области социальной защиты населения Уполномоченный орган в области социальной защиты:  1) (исключен);  2) разрабатывает программу социальной поддержки детей с ограниченными возможностями;  3) определяет функции и характер деятельности социальных работников, устанавливаетперечень специальностей и квалификационные требования к ним, оказывает методическую помощьсоциальным работникам;  4) разрабатывает социальные нормативы, виды и формы предоставления специальных социальныхуслуг;  5) (исключен);  6) осуществляет координацию деятельности по научно-методическому обеспечению социальныхслужб;  7) разрабатывает государственные стандарты социального обслуживания, порядок бесплатногосоциального обслуживания;  8) организует повышение квалификации и переподготовку социальных работников; 9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законамиРеспублики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства РеспубликиКазахстан. Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными Законом РК от 20.12.2004 N 13 (вводится вдействие с 01.01.2005); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011). Статья 8. Компетенция органов местного государственного  управления 1. Местные представительные органы области (города республиканского значения, столицы):  1) утверждают региональные программы по социальной и медико-педагогической коррекционнойподдержке детей с ограниченными возможностями;  1-1) утверждают программу по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержкедетей с ограниченными возможностями, включая программы обучения на дому;  2) осуществляют контроль за исполнением программ по социальной и медико-педагогическойкоррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями; 3) осуществляют в соответствии с законодательством Республики Казахстан иные полномочия пообеспечению прав и законных интересов граждан. 2. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы):  1) разрабатывают и представляют на утверждение маслихатов программу по социальной имедико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, включаяпрограммы обучения на дому; разрабатывают положение об отделении социальной помощи на дому детямс ограниченными возможностями из числа инвалидов; создают отделения социальной помощи на дому;  2) осуществляют материально-техническое обеспечение государственных организаций, занятыхвопросами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченнымивозможностями;  3) организуют скрининг в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, детскихполиклиниках, родовспомогательных учреждениях;  4) обеспечивают с согласия родителей и иных законных представителей направление выявленныхв результате скрининга детей группы "риска" в психолого-медико-педагогические консультации;  5) организуют обучение детей с ограниченными возможностями в специальных организацияхобразования и создают условия для их обучения в других организациях образования;  6) (исключен)  7) планируют и организуют переподготовку, повышение квалификации и аттестацию кадров,работающих в специальных организациях образования и в сфере выявления, учета и коррекциипсихических и (или) физических недостатков;  8) координируют деятельность по организации и оказанию социальной помощи по уходу задетьми с тяжелыми недостатками;  9) обеспечивают реализацию прав на гарантированное медицинское обслуживание и бесплатноеобразование с соблюдением общегосударственных стандартов, а также получение социальной помощи испециальных социальных услуг;  10) обеспечивают защиту прав и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей сограниченными возможностями;  11) содействуют в трудоустройстве детей с ограниченными возможностями; 12) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия,возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан. 3. Решением акима области (города республиканского значения, столицы) поэтапно, в течениетрех лет, психолого-медико-педагогические консультации создаются на шестьдесят тысяч детскогонаселения, реабилитационные центры - в городах республиканского и областного значения, кабинетыпсихолого-педагогической коррекции - в районных центрах. Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводится вдействие с 01.01.2005); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011). Глава 3. Деятельность по оказанию социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детям с ограниченными возможностями Статья 9. Организации, оказывающие медицинские,  специальные образовательные и специальные  социальные услуги детям с ограниченными  возможностями 1. Медицинские услуги осуществляют: организации охраны материнства и детства, организациипервичной медико-санитарной помощи, консультативно-диагностические поликлиники, медицинскиереабилитационные центры, независимо от организационно-правовых форм.  2. К медицинским услугам относятся:  1) массовое стандартизированное обследование детей раннего возраста с целью выявлениядетей группы "риска" (скрининг);  2) углубленная диагностика врожденной, наследственной и приобретенной патологии;  3) медицинская коррекция и реабилитация детей с отклонениями в психофизическом развитии;  4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.  3. Специальные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями оказываютспециальные организации: психолого-медико-педагогические консультации, кабинетыпсихолого-педагогической коррекции, реабилитационные центры, логопедические пункты, детские садыи другие специальные коррекционные организации в порядке, установленном законодательствомРеспублики Казахстан об образовании.  4. К специальным образовательным услугам относятся:  1) углубленное и комплексное обследование детей с целью выявления особенностей ихинтеллектуального развития и определения их возможностей для выбора вида и формы обучения ивоспитания;  2) психолого-педагогическая коррекция, обучение и воспитание детей раннего, дошкольного ишкольного возраста с ограниченными возможностями;  3) трудовое воспитание, профессиональная диагностика;  4) техническое и профессиональное, послесреднее, высшее образование;  5) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.  5. Организации, оказывающие специальные социальные услуги: учреждения социальной защитынаселения, организации по производству протезно-ортопедических изделий, изготовлению техническихи вспомогательных средств.  6. К специальным социальным услугам относятся:  1) оказание социальной помощи в порядке, установленном законодательством РеспубликиКазахстан в области социальной защиты инвалидов;  2) предоставление услуг по протезированию и обеспечению протезно-ортопедическимиизделиями;  3) обеспечение специальными техническими и компенсаторными средствами;  4) оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченнымивозможностями;  5) предоставление услуг социальных работников.  Правовой статус социальных работников определяется законодательными актами РеспубликиКазахстан.  Сноска. Статья 9 с изменением, внесенным Законом РК от 27 июля 2007 года N 320 (порядоквведения в действие см. ст.2). Статья 10. Психолого-медико-педагогические  консультации 1. Психолого-медико-педагогические консультации являются государственными учреждениями,осуществляющими проведение диагностики и психолого-медико-педагогического обследования детей сограниченными возможностями в целях установления показаний на социальную и медико-педагогическуюкоррекционную поддержку, определения вида и формы образования, составления индивидуальнойпрограммы реабилитации.  Организация деятельности психолого-медико-педагогических консультаций определяется правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования по согласованию суполномоченными органами в области охраны здоровья граждан и в области социальной защитынаселения.  2. Психолого-медико-педагогические консультации направляют детей с ограниченнымивозможностями в специальные коррекционные и другие организации для получения медицинских,специальных образовательных и специальных социальных услуг только с согласия родителей и иныхзаконных представителей. Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится вдействие с 1 января 2005 г.). Статья 11. Организация образования детей с ограниченными  возможностями 1. В соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций ииндивидуальным планом обучения дети с ограниченными возможностями могут получать дошкольноевоспитание и обучение с трехлетнего возраста, начальное и основное среднее образование ссеми-десятилетнего возраста. При этом продолжительность начального и основного среднегообразования в соответствии с государственными образовательными программами не может быть менеедесяти лет.  При наличии показаний по заключению психолого-медико-педагогических консультацийвоспитание и обучение детей с ограниченными возможностями осуществляется индивидуально ибесплатно на дому.  2. Дети с ограниченными возможностями имеют право на получение образования в порядке,установленном законодательством Республики Казахстан об образовании.  Государство содействует профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.  Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 N 320 (порядоквведения в действие см. ст.2); от 07.12.2009 № 222-IV (порядок введения в действие см. ст.2). Статья 12. Государственная статистическая отчетность Сноска. Статья 12 исключена Законом РК от 19.03.2010 № 258-IV. Статья 13. Финансирование социальной и  медико-педагогической коррекционной поддержки Финансирование социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки осуществляетсяза счет бюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством РеспубликиКазахстан. Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится вдействие с 1 января 2005 г.). Статья 14. Трудовая подготовка и профессиональное  образование детей с ограниченными  возможностями 1. Дети с ограниченными возможностями могут получать профессиональное образование всоответствии с законодательными актами Республики Казахстан об образовании.  2. Трудовая подготовка детей с ограниченными возможностями проводится в семье, вспециальных организациях образования. Для определения возможностей и характера будущейпрофессиональной деятельности детей с ограниченными возможностями проводится профессиональнаядиагностика в профессионально-консультативных центрах, специальных организациях образования.  3. Техническое и профессиональное образование детей с ограниченными возможностямиосуществляется в специальных организациях образования, специальных коррекционных организациях.  Сноска. В статью 14 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится вдействие с 1 января 2005 г.); Законом РК от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения вдействие см. ст.2). Глава 4. Права детей с ограниченными возможностями, права и обязанности их родителей и иных законных представителей Статья 15. Права детей с ограниченными возможностями 1. Дети с ограниченными возможностями имеют право на:  1) гарантированное бесплатное получение социальной и медико-педагогической коррекционнойподдержки;  2) бесплатное обследование в государственных медицинских организациях,психолого-медико-педагогических консультациях или отделах медико-социальной экспертизы ибесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;  3) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физической или психическойнедостаточности с момента обнаружения, независимо от степени ее выраженности, в соответствии сзаключением психолого-медико-педагогической консультации;  4) бесплатное обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями иобувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой исигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в порядке, установленномзаконодательством Республики Казахстан;  5) получение бесплатного предшкольного и общего среднего образования в специальныхорганизациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях всоответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций;  6) бесплатное, на конкурсной основе, техническое и профессиональное, послесреднее, высшееобразование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательныхпрограмм;  7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или)профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.  2. При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования черезбюджетное финансирование, образовательных грантов в случае одинаковых показателейпреимущественное право имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, которым согласнозаключению отделов медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующихорганизациях образования.  3. Дети с ограниченными возможностями из числа сирот и оставшихся без попечения родителей,находящиеся на полном государственном обеспечении, после окончания пребывания в специальныхорганизациях образования и достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем местнымиисполнительными органами в установленном законодательством порядке.  Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными Законом РК от 27 июля 2007 года N 320(порядок введения в действие см. ст.2). Статья 16. Права родителей и иных законных  представителей детей с ограниченными  возможностями Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями имеют право:  1) присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогическойконсультации;  2) получать достоверную информацию о результатах обследования ребенка, целях и результатахиндивидуальной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки, консультироваться ворганах и организациях, занимающихся оказанием медицинских, специальных образовательных испециальных социальных услуг;  3) на получение их детьми установленной законодательством Республики Казахстан социальнойи медико-педагогической коррекционной поддержки;  4) на возмещение затрат на воспитание и обучение на дому детей с ограниченнымивозможностями из числа инвалидов по индивидуальному учебному плану в порядке и размерах,определяемых Правительством Республики Казахстан. Статья 17. Обязанности родителей и иных законных  представителей детей с ограниченными  возможностями 1. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями, помимообязанностей, установленных законодательством, должны обеспечивать своим детям содержание,воспитание, образование, медицинский осмотр, лечение, осуществлять уход за ними, защищать ихправа и интересы, участвовать в реализации индивидуальной программы реабилитации.  2. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями за уклонениеот выполнения обязанностей по уходу и воспитанию детей, жестокое обращение с ними, нанесениевреда их здоровью несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.  Глава 5. Заключительные положения Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства  Республики Казахстан в области социальной и  медико-педагогической коррекционной  поддержки детей с ограниченными возможностями Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области социальной имедико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, несутответственность, установленную законами Республики Казахстан. Статья 19. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2003 года.      Президент       Республики КазахстанДанный документ не является официальным источником опубликования.© 2012. РГП Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан.