Введение

 Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан (далее - Концепция) является основным докумен­том, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления системы среднего общего образования страны.

Данная Концепция разработана в соот­ветствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании"; "Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года", Государственной программой разви­тия образования в Республике Казахстан до 2010 года, Посланием Президента Республи­ки Казахстан Н.А.Назарбаева народу Ка­захстана "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", Совещанием министров об­разования европейских стран в Болонье, ре­комендациями ЮНЕСКО по непрерывному образованию.

В эпоху высочайшего динамизма, глоба­лизации, интенсивного развития средств ком­муникации, которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы дос­тижения благосостояния, интеллект челове­ка, его способность к преобразующей, сози­дательной деятельности становятся основ­ным капиталом общества.

В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной лич­ности, готовой не только жить в меняющих­ся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действи­тельность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креатив­ность, активность, социальная ответствен­ность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамот­ности, устойчивая мотивация познаватель­ной деятельности.

Содержание казахстанского среднего общего образования характеризуется регла­ментацией получения учащимися знаний, умений и навыков по областям отдельных учебных предметов, что недостаточно для компетентного участия их в жизни. Информационная перегруженность содержания образования ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся.

Мировой опыт также свидетельствует о необходимости опережающих темпов разви­тия среднего общего образования, обеспе­чивающего подготовку выпускников для ус­пешного участия в экономической и обще­ственной жизни с учетом постоянства изме­нения мира. Важно усиление роли школь­ного образования в реализации задач лич­ностного развития ученика, его социализа­ции, психического и физического здоровьесбережения.

Цель Концепции -  определение страте­гии развития и путей обновления системы среднего общего образования Республики Казахстан в условиях 12-летней школы.

Задачи Концепции:

  • раскрыть цели, задачи, структуру, со­держание образования и особенности орга­низации учебно-воспитательного процесса в 12-летней школе;
  • подготовить финансово-экономичес­кое обоснование перехода на 12-летнее образование;
  • определить ожидаемые результаты данной Концепции.

Концепция состоит из следующих разде­лов:

  1. Обоснование перехода на 12-летнее среднее общее образование с учетом мировых тенденций и отечественного опыта.
  2. Цель и ожидаемые результаты 12-лет него среднего общего образования.
  3. Структура среднего общего образова­ния.
  4. Основные направления обновления содержания образования.
  5. Особенности организации образова­тельного процесса.
  6. Педагогические кадры.
  7. Система оценивания ожидаемых ре­зультатов образования.
  8. Управление системой среднего общего образования.
  9. Условия реализации Концепции 12-летнего среднего общего образования.

______________________________

I. Обоснование перехода на 12-летнее обучение с учетом мировых тенденций и оте­чественного опыта

Основными тенденциями мирового раз­вития, обуславливающими существенные из­менения в системе образования, являются:

  • ускорение темпов развития общества;
  • переход к постиндустриальному, ин­формационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
  • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в резуль­тате международного сотрудничества;
  • демократизация общества;
  • динамичное развитие экономики, рост конкуренции;
  • рост значения человеческого капита­ла.

В соответствии с этим в системе образо­вания развитых стран наметились тенденции обновления философии и методологии об­разования, изменений методов конструиро­вания содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных спосо­бов управления образованием и т. д.

Преодоление традиционного репродук­тивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели обра­зования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одним из стратегичес­ких направлений мирового образования.

Казахстанская средняя общеобразова­тельная школа за последние годы заметно изменила свой облик. Сделаны крупные шаги в поддержку обновления системы образова­ния, в т.ч. разработка и внедрение государственных общеобязательных стандартов об­разования, внедрение трехступенчатой мо­дели высшего образования на основе кредит­ной технологии, внедрение вариативного образования, начата работа по разработке критериев оценки качества образования и т.д.

Но достигнутые результаты не в полной мере обеспечивают устойчивый экономичес­кий рост и развитие человеческого капитала. Факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Ка­захстана, остаются:

  • Отсутствие в школьном образовании диагностичного целеполагания.
  • Ориентация на получение формаль­ных результатов, а не на развитие личности.
  • Сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая не
    носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессо­вым ситуациям.
  • Недостаточное развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов самоопределения, низкий уровень осознания собственных интересов и перс­пектив.

Современное геополитическое, эконо­мическое и социальное состояние казахстан­ского общества, интеграция в мировое об­разовательное пространство требует модер­низации системы среднего общего образо­вания Республики Казахстан, что обуслав­ливает необходимость пересмотра целей, структуры и содержания школьного образо­вания и увеличения срока обучения.

В настоящий период сформировался оп­ределенный международный стандарт сред­него образования, который рассчитан на 12-летнюю школу.

Согласно Декларации Совета Европы (1992 г.) в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в раз­витых странах: США, Япония, Германия, Франция и т.д. Из стран СНГ выбрали 12-летний срок обучения Беларусь, Украина, Узбекистан и страны Балтии.

Переход Казахстана на 12-летнее обра­зование позволит успешно решить страте­гическую задачу проектирования новой на­циональной модели образования.

______________________________

II. Цель и ожидаемые результаты 12-лет­него среднего общего образования

Главная цель 12-летнего общего средне­го образования:

Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспо­собной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуали­зации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

В соответствии с заданной целью ожи­даемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций выпускника:

  • Ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир, умение нахо­дить свою роль в созидательной жизни об­щества на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма.
    Данная компетенция обеспечивает умение принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое главное - быть патриотом своей Родины - Казахстана, про­являть гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать оценку
    происходящим социальным событиям.
  • Культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей, позволяющих освоить этнокультурные явле­ния и традиции в обществе, культурологи­ческие основы личной, семейной и социаль­ной жизни. Понимать роль науки в разви­тии человека и общества. Владение эффек­тивными способами организации культурно-досуговой деятельности, что позволит пони­мать и ценить культуру своего народа и куль­турное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного согласия и толерантности.
  • Учебно-познавательная компетенция - комплексная компетенция, обеспечиваю­щая процесс самостоятельной учебно-по­знавательной и исследовательской деятель­ности учащегося. Данная компетенция пре­дусматривает умение эффективно планиро­вать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности по освоению знаний на основе требований соответству­ющей функциональной грамотности, что по­зволит понимать научную картину мира, иметь навыки поисково-исследовательской деятельно­сти.
  • Коммуникативная компетенция предус­матривает знание родного и других языков, обеспечивающее владение способами взаи­модействия и общения с людьми, в различ­ных социальных группах, исполнение различ­ных социальных ролей в обществе, умение использовать разнообразные объекты ком­муникации для решения конкретных жиз­ненных ситуаций, овладения навыками обще­ния на казахском языке как государственном, на языке межнационального общения, на инос­транных языках.
  • Информационно-технологическая компетенция предполагает умение ориентироваться, самостоятельно искать, анализи­ровать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществ­лять перенос информации и знаний при по­мощи реальных технических объектов и информационных технологий.
  • Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом активной гражданско-общественной деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических и политических общественных отношений. Компетенция предусматривает умение ана­лизировать конкретную социально-обще­ственную ситуацию, принимать решение и действовать в соответствии с личной и общественной выгодой в разнообразных жиз­ненных ситуациях.
  • Компетенция личностного саморазвития. Данная компетенция предусматривает овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностями, обес­печивающими физическое, духовное и ин­теллектуальное саморазвитие, эмоциональ­ную саморегуляцию и самоподдержку. Ком­петенция предполагает формирование пси­хологической грамотности, внутренней эко­логической культуры, заботу о собственном здоровье и владение основами безопасной жизнедеятельности, что, в целом, позволит овладеть такими качествами, как умение со­относить свои возможности с реальной перс­пективой планирования и организации деятель­ности, с чувством собственного достоинства, быть ответственным за свои поступки и свою жизнь.

______________________________

III. Структура среднего общего образо­вания

Обновление структуры среднего обще­го образования заключается в возможности более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательно­го процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, создать условия для индивидуализации обу­чения.

Структурно-содержательная модель 12-летнего среднего общего образования орга­низована на основе ряда принципов, в т.ч.:

  • с учетом возрастной периодизации развития личности;
  • направленности на достижение ожи­даемых результатов;
  • преемственности обучения;
  • самостоятельности каждой ступени обучения.

Особую значимость приобретает в усло­виях 12-летнего образования уровень дош­кольного образования и воспитания. Предшкольная подготовка 5-летних детей долж­на осуществляться с учетом психологичес­ких, педагогических, физических, физиоло­гических требований как главных условий ка­чества подготовленности детей для обучения в начальной школе.

1 ступень среднего общего образования (1-4 классы).

Возраст начала обучения -- 6 лет.
Продолжительность обучения - 4 года,

Основное назначение 1 ступени - рас­крытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореа­лизации, осмыслении знаний об окружаю­щей действительности, формирование жела­ния и умения учиться, т.е. создание подлин­ной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, форми­рование у младших школьников целостной учебной деятельности.

Обеспечение становления личности ре­бенка, целостного развития его способнос­тей. Организация учебной деятельности в начальной школе, способствующей приоб­ретению необходимых умений и навыков, привития навыков чтения, письма, счета, овладение элементами творческого мышле­ния, основами личной гигиены и здоровьесбережения.

2 ступень среднего общего образования (5-10 классы).

Продолжительность обучения - 6 лет.

Основное назначение 2-й ступени - со­здание условий для получения основного общего образования, формирования целос­тного мировоззрения, культуры межлично­стного и межэтнического общения, самооп­ределения личности. Организация учебной деятельности, способствующей овладению механизмами самоорганизации личности, методами научного познания, способами теоретического мышления, возникновению профессиональных и познавательных наме­рений.

Основная школа является обязательной базовой, позволяющей продолжить обучение в профильной школе или организациях на­чального и среднего профессионального об­разования.

Особенностью данной ступени являет­ся введение предпрофильной подготовки, которая предполагает ориентацию учащих­ся на осознанный выбор профиля обучения в школе третьей ступени.

3-я ступень среднего общего образования (11-12 классы).

Продолжительность обучения — 2 года.

Основное назначение третьей ступени — создание условий для реализации профиль­ного обучения, которое является заверша­ющим этапом среднего общего образования, ориентированного на индивидуализацию и дифференциацию обучения, социализацию обучающихся в соответствии с потребностя­ми, интересами и намерениями старшекласс­ников в отношении продолжения образова­ния и способствующего личностному и жиз­ненному самоопределению учащихся.

Профильное обучение осуществляется по следующим направлениям: естественно-математическому, социально-гуманитарно­му, технологическому.

Формы профилизации должны опреде­ляться с учетом педагогического потенциа­ла школ, возможностей образовательной инфраструктуры, запросов района, города, области.

Реализация профильного обучения осу­ществляется в общеобразовательной школе, гимназии, лицее, специализированной шко­ле для одаренных детей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями.

С учетом материально-технического со­стояния, кадрового потенциала и учебно-методического обеспечения предусматрива­ются следующие организационные формы профильного обучения на третьей ступени:

  1. Монопрофильная школа - реализация одного профиля обучения.
  2. Полипрофильная школа - реализация нескольких профилей обучения.
  3. Профильные классы в общеобразовательной школе, гимназии, лицее, специали­зированной школе для одаренных детей.
  4. Региональный ресурсный центр - организация образования, обладающая дос­таточным материальным и кадровым потен­циалом, ресурсы которого используются другими школами для проведения профиль­ного обучения. Ресурсные центры могут быть организованы при ВУЗах, колледжах или образовательных центрах. (В условиях сельской школы сельский ресурсный центр - это объединение вокруг более крупной организации образования, в которой интег­рируется кадровый, материально-техничес­кий и учебно-методический потенциал всех входящих в него школ и обеспечивается пол­ноценное базовое и профильное образова­ние на селе).
  5. Вечерние, заочные школы преимуще­ственно открываются на базе профильных
    школ и ресурсного центра, при вузах стра­ны, ИШС, имеющих право на осуществление
    такой деятельности.

В условиях сельской местности для про­живания учащихся из отдаленных сел созда­ются:

  • школа-интернат, где будут представлены все виды профильного обучения для
    сельских школьников;
  • пансионат интернатного типа — обучение учащихся из сельских малокомплект­ных школ будет осуществляться в средних школах районного центра в зависимости от
    избранного профиля или же в ресурсном центре.

______________________________

IV. Основные направления обновления содержания образования

Основными направлениями обновления содержания образования являются:

  • приведение содержания образования в соответствие с современными запросами со­циально-экономического развития общества;
  • обеспечение гуманизации содержания образования, его вариативности;
  • обеспечение содержания образования, способствующего формированию ключевых компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно до­бывать и применять знания на практике;
  • отбор содержания образования, направленный на формирование познаватель­ной мотивации;
  • ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематичес­кое приобщение учащихся к научным спо­собам познания и самостоятельным иссле­дованиям;
  • ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной
    культуре и открытости по отношению к дру­гим культурным истокам.

С учетом опыта организации содержания среднего образования отечественной и меж­дународной школы в состав содержания об­разования Республики Казахстан включены 8-образовательных областей: "Язык и лите­ратура", "Математика", "Естествознание", "Обществознание", "Технология", "Искусст­во", "Физическое воспитание", "Человекове­дение".

Содержание образовательных областей реализуется через учебные предметы, пре­дусмотренные в Государственном базисном учебном плане.

В содержание образования входят: инва­риантный компонент (общеобязательная часть учебной программы, отвечающая по своему содержанию и системе требований государственным базовым образовательным стандартам) и вариативный компонент (вари­ативная часть учебного плана, осваиваемая учащимся по своему усмотрению и выбору из предлагаемых школой спецкурсов, для формирования самостоятельных исследова­тельских навыков учащихся обязательное включение спецкурса "Основы исследова­тельской культуры"), на старшей ступени (11-12 классы) добавляется профильный ком­понент (совокупность курсов, учебных дис­циплин, модулей, изучаемых по выбору на углубленном уровне и отвечающих по свое­му содержанию и системе требований про­фильным образовательным стандартам).

______________________________

V. Особенности организации образова­тельного процесса

Модель образовательного процесса в 12-летней школе должна формироваться на ос­нове разноуровневого, вариативного содер­жания образования, гармонического сочета­ния репродуктивных и творчески преобра­зующих технологий обучения на основе со­трудничества учителя и ученика.

При организации обучения в 12-летней школе решающее значение, наряду с обще­дидактическими, имеют следующие принци­пы:

  • учет психофизиологических и возрастных особенностей развития личности;
  • ориентированность на достижение ожидаемых результатов;
  • открытость;
  • интерактивность.

В модели образования, ориентированно­го на результат, обучение является целенап­равленно организованной, взаимосвязанной деятельностью учителя (преподавание) и уче­ника (учение), что требует разграничения целей каждого из компонентов учебного процесса.

Цели деятельности учителя (преподава­ние):

  • проектирование целей конкретного учебного процесса с учетом ключевых и
    предметных целей образовательной области (формулировка учебных целей с ориентаци­ей на достижение результатов);
  • конструирование учебного процесса соответственно требованиям образователь­ного стандарта с ориентацией на решение комплекса задач по организации усвоения
    учебного материала;
  • подготовка учебных материалов и организация обучения в соответствии с
    учебными целями;
  • использование потенциала информа­ционной среды для проектирования учебно­
    го процесса и практической реализации;
  • регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного
    материала учащимися;
  • создание полноценных условий для организации опережающего развития уча­щихся ( достижение зон ближайшего разви­тия);
  • создание атмосферы психологическо­го комфорта и поддержки, стимулирование
    положительных эмоций от достижения ин­дивидуальных результатов в виде компетен­ций;
  • поиск возможностей расширения образовательного пространства учащихся для
    приобретения ими субъективного опыта по использованию полученных знаний и при­обретения готовности к самообразованию, самоопределению и самореализации;
  • оценка текущих результатов, своевре­менная коррекция обучения, направленная
    на достижение поставленных целей.

Цели деятельности ученика (учение):

  • использование предоставленной возможности выстроить индивидуальную тра­екторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала);
  • усвоение умений, способов, приемов деятельности как составных частей учебных
    и социальных компетенций;
  • интегрирование знаний, умений и на­выков, способов и приемов работы для раз­
    решения учебных ситуаций или проявления компетенций;
  • использование возможности предос­тавленной или имеющейся информационной
    среды (учебники, учебно-методическая ли­тература, мультимедийные программы, дис­танционные технологии, сеть Интернет и т.д.) для усвоения содержания школьного
    образования и трансформации его в свой личный образовательный капитан.

Разработка и издание учебников - одна из приоритетных государственных задач. Разрабатываемые учебники должны соответ­ствовать требованиям государственного об­щеобязательного стандарта образования и отбор содержания обучения должен прово­диться с учетом образования, ориентирован­ного на результат. Только многоуровневые учебники и учебно-методические комплек­сы, сконструированные в компетентностном ключе, позволяют организовать разноуров­невое и дифференцированное обучение.

При конструировании занятий приори­тет отдается целям самореализации учащих­ся, моделированию содержания учебного материала, формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников.

Одной из основ в обучении и воспита­нии в 12-летней школе определен деятельностный подход, при котором полнее про­являются и развиваются способности лич­ности. Согласно деятельностному подходу наибольший вклад в развитие человека вно­сит та деятельность, которая является веду­щей на данном возрастном этапе.

С деятельностным подходом тесно свя­зан личностно-ориентированный, который нацелен на учет и развитие потенциальных возможностей учащегося, который достига­ется вариативными программами, дифферен­цированными заданиями, внеучебными фор­мами организации деятельности, что позво­лит наиболее полно решить задачи индиви­дуальной образовательной траектории.

Компетентностный подход в 12-летней школе является наиболее новым и предпо­лагает развитие комплекса качеств учащих­ся, проявляющихся в способности к осуще­ствлению деятельности в меняющихся усло­виях, в целом, социальную мобильность вы­пускника.

Немаловажное значение приобретает создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды, которая целостно отражает в организации образовательного процесса задачи развития психически и фи­зически здоровой личности.

Целесообразно, наряду с традиционны­ми подходами к организации образователь­ного процесса, применение циклоблочной системы организации учебно-воспитатель­ного процесса, который предусматривает возможность разных вариантов (моделей) циклов продолжительности процесса обуче­ния: недельные, двухнедельные, месячные, четвертные, полугодовые.

При этом существенно трансформиру­ются функции педагогов, которые получают возможность отслеживания и коррегирования образовательного процесса в соответ­ствии с ожидаемыми результатами.

В новых педагогических технологиях ак­цент с информирующей функции педагога, переносится на функции координатора, кон­сультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся.

В модели образования, ориентированно­го на результат, возрастает роль психодиаг­ностической службы, главной функцией ко­торой становится отслеживание развития внутренних личностных ресурсов учащихся на каждом этапе обучения.

Для успешной реализации задач личностно-ориентированного обучения, опти­мального использования режима предусмат­ривается организация пятидневного режима рабочей недели. Суббота - развивающий день и направлен на организацию занятий, обеспечивающих личностную ориентацию образования учащихся.

Регулирование продолжительности обу­чения по четвертям (8 недель) и каникуляр­ного времени будет способствовать сбереже­нию здоровья детей.

______________________________

VI. Педагогические кадры

Важнейшей целью государственной кад­ровой политики является создание интеллек­туального и профессионального ресурса, способного обеспечить высокие темпы соци­ально-экономического развития страны, которое невозможно без качественного ка­захстанского образования.

Переход к новой системе среднего обще­го образования, ориентированного на ре­зультат, актуализирует проблему целей, со­держания и технологий организации профес­сиональной подготовки психолого-педагоги­ческих кадров. Одним из методологических решений является компетентностный под­ход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является формирование профессионально-личностной компетентности руководителя, учителя, школьного психолога.

Педагог 12-летней школы обязан обла­дать высоким уровнем сформированное ряда компетентностей:

Специальная компетентность - способ­ность заниматься собственно профессио­нальной деятельностью на достаточно вы­соком уровне и проектировать свое дальней­шее профессиональное развитие;

Социальная компетентность - способ­ность заниматься совместной (коллектив­ной, групповой) профессиональной деятель­ностью, сотрудничать и использовать при­нятые в профессии управленца приемы про­фессионального общения;

Образовательная компетентность - ин­терес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образо­вательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образова­тельной деятельности, способность приме­нять основы педагогической и социальной психологии.

В 12-летней школе особая роль отводит­ся деятельности психолога, которая должна быть направлена на коррекционно-развивающую и просветительскую работу, ориенти­рованную на разновозрастные нормы ста­новления личности учащихся. В соответ­ствии с этим психолог должен владеть необ­ходимыми методиками психодиагностирова­ния, консультирования, коррекции и просве­щения.

_______________________________

VII. Система оценивания достижения ожидаемых результатов образования

Оценивание учебных достижений в мо­дели образования, ориентированного на ре­зультат, предполагает адекватные способы оценивания по результатам образования от­дельного ученика, учителя, школы, регио­нальной и национальной систем в целом.

Результаты обучения в школе требуют всесторонней и объективной оценки успехов в достижении ожидаемых результатов обуче­ния каждого учащегося, его отношения к уче­бе и динамику развития личности в целом.

Совершенствование системы оценива­ния достижения ожидаемых результатов предполагает параллельное развитие двух линий оценки:

  • степени освоения государственного общеобязательного стандарта образования (внешние результаты);
  • личностных достижений учащихся (внутренние результаты).

Ожидаемые результаты обучения, при­обретенные навыки, сформированные ком­петенции оцениваются:

  • отслеживанием учебных достижений учащихся в соответствии с требованиями
    уровней общеобразовательной подготовки;
  • проведением рубежных и итоговых эк­заменов по образовательной области по
    окончании каждой ступени среднего обще­го образования;
  • проведением Промежуточного Государственного контроля на каждой ступени
    школы;
  • проведением единых Национальных экзаменов после окончания 10, 12 лет обу­чения;
  • проведением Мониторинговых иссле­дований в национальном масштабе;

Проведение диагностических исследова­ний с целью контроля и оценки соответствия достижения результатов обучения каждого ученика государственному общеобязатель­ному стандарту осуществляется на основа­нии:

  1. выбора измерителей, характеризующие ожидаемые результаты обучения;
  2. разработки средств для измерения качественных и количественных показателей и результатов деятельности учащихся;
  3. разработки научно обоснованного метода рейтинговой оценки результатов обучения на основе выполненных тестовых заданий, портфолио, контрольных работ, устных ответов, а также результатов анкетирования учащихся.

Система отслеживания достижений и процедуры оценки результатов учащихся предполагается на различных уровнях: ин­дивидуальном, школьном, региональном, международном.

Единые Национальные экзамены, Про­межуточный Государственный контроль, Мониторинговые исследования организуют­ся по решению Министерства образования и науки Республики Казахстан и проводят­ся для оценки ожидаемых результатов, от­слеживания качества образовательного про­цесса, коррекции и управления в школе, срав­нения уровней достижения ожидаемых ре­зультатов учащихся в национальном масш­табе, выявления тенденций, возникающих в системе образования.

______________________________

VIII. Управление системой 12-летнего образования

Для эффективного управления системой 12-летнего образования и обеспечения ка­чества обучения необходимо четкое распре­деление функций школы, местного сообще­ства, социальных партнеров и государствен­ных органов управления.

Важной составляющей в управлении школы является обеспечение регулярной самооценки качества образования. Под ка­чеством образования в новых условиях по­нимается достижение обучающимися таких образовательных и личностных результатов, которые обеспечат им возможность само­стоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.

В целом уровень казахстанского средне­го общего образования должен соответство­вать задачам развития государства и обеспе­чивать его конкурентоспособность в совре­менном мире. Повышению качества образо­вания должны способствовать:

  • совершенствование системы управления, руководства, отчетности и разработки
    соответствующих документов;
  • система диагностики и мониторинга качества образования, деятельности школ;
  • методическая система обучения, ос­нованная на личностно-деятельностном,
    компетентностном подходах;
  • осуществление разумной децентрализации администрирования, управления шко­лами;
  • повышение ответственности семьи, дошкольных организаций за раннюю диагностику детей и создание образовательной среды для их развития с целью обеспечения прав детей с разными нуждами;
  • внедрение новой рейтинговой систе­мы оценки качества образования.

Необходимо освоение организациями образования ведущих управленческих техно­логий, способствующих переводу каждого субъекта образовательного процесса в режим саморазвития.

______________________________

IX. Условия реализации Концепции 12-летнего среднего общего образования

Реализация Концепции 12-летнего сред­него общего образования сопровождается:

  1. разработкой государственного обще­обязательного (национального) стандарта
    12-летнего среднего общего образования.
  2. разработкой концептуально-методических основ и содержания предметных
    стандартов образования;
  3. разработкой нового Законопроекта Республики Казахстан "Об образовании" и
    соответствующих нормативных правовых актов.
  4. разработкой рейтинговой системы оценивания достижения ожидаемых резуль­татов;
  5. обеспечением учебно-методическими и материально-техническими средствами;
  6. созданием психологической службы, новых форм организаций профильного обу­чения в масштабе страны;
  7. адаптацией учителей к обучению, ори­ентированному на достижение ожидаемых
    результатов, через переподготовку и повы­шение квалификации;
  8. финансовым и материально-техничес­ким обеспечением перехода на 12-летнее обучение;

Ответственными исполнителями по реа­лизации данной Концепции определены Рес­публиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования, Казахская Академия образования им.Ы.Алтынсарина, Национальный центр оценки качества обра­зования, Республиканский методический центр информатизации образования, Наци­ональный центр государственных стандар­тов образования и тестирования, Республи­канский научно-практический центр "Учеб­ник", Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педа­гогических кадров системы образования, подведомственные организации и органы управления образованием.

Переподготовка кадров

Ведущее направление в деятельности ИПК Управления образования города Астаны – оперативная подготовка педагогов к деятельности в условиях реализации нового содержания образования на этапе перехода к 12-летней школе.

С 2005 по 2010 годы проведены проблемные курсы по подготовке к переходу на 12-летнее обучение, на которых прошли переподготовку 4 110 педагогов.

Учитывая запросы и потребности педагогов города, вниманию слушателей была представлена различная тематика. В том числе:

  • «Бірінші сыныпта оқытатын (6 жас) бастауыш мұғалімдерді даярлау» для учителей начальной школы.
  • «Профессионально-личностная готовность учителя» - для учителей-предметников 5-9 классов.
  • «Организация предпрофильного и профильного обучения естественно-математического направления» -  для учителей-предметников 9-11 классов .
  • «Управление образовательной политикой в условиях перехода на 12-летнюю школу», «научно-методические основы перехода к 12-летнему образованию»  - для руководителей учреждений образования города.

В программе всех курсов был обязательно предусмотрен модуль по изучению нормативно-правовых документов.