На основании пункта 8 Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 летним оздоровительным периодом считается период с 1 июня по 31 августа.
Данный период имеет свои особенности, которые нужно с максимальной эффективностью использовать в летнее время в условиях развития детей в дошкольной организации.
Для получения максимального эффекта в этот период необходимо использовать ресурсы характерные для летнего оздоровительного периода. Ресурсы летне - оздоровительного периода можно разделить на две группы: природные и социальные, природно-оздоровительные.
К природным относятся:
ü Характерные особенности летней погоды;
ü Состояние объектов неживой природы;
ü Рост, развитие, цветение флоры окружающего мира.
К социальным ресурсам относятся:
ü Общение с взрослыми;
ü Общение со сверстниками.
Природно-оздоровительные ресурсы:
ü Солнце: солнечные и воздушные ванны в сочетании с оптимальным питьевым режимом;
ü Воздух: активные физические упражнения на улице, сон на проветриваемых верандах;
ü Вода: водные процедуры на открытом воздухе, дополнительные гигиенические процедуры (мытье после прогулки ног, шей, рук по локоть)
За счет благоприятных погодных условий летом увеличивается пребывание детей на свежем воздухе до 8-8,5 часов в день. Происходит прием детей на улице, организация педагогических мероприятий на улице, экскурсии в парк, на школьные стадионы, организованная образовательная деятельность на улице.
Во время пребывания детей на свежем воздухе особое внимание следует обратить на организацию двигательной активности дошколят:
ü Чередование мероприятий с разной степенью подвижности;
ü Использование летних видов спорта, игр, упражнений;
ü Проведение коррекционной и профилактической работы (профилактика плоскостопия, нарушения осанки и т.д.);
ü Организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по освоению основных двигательных навыков.
Организованная образовательная деятельность проводится преимущественно на свежем воздухе. Хоть она летом и не связана непосредственно с обучением и заключается в основном в развитии познавательных и творческих способностей детей, но все равно должна затрагивать все образовательные области с использованием специфичных для лета форм и методов организации педагогического процесса. В практике работы детского сада используется понятие «занятия эстетически-оздоровительного цикла» (музыка, физическая культура, художественное творчество). Они проводятся музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогами дополнительного образования, а в случае их отпуска - воспитателями групп.
Все мероприятия эстетически-оздоровительного цикла обязательно носят познавательный характер и проводятся на свежем воздухе.
В них входят:
ü Дидактические игры;
ü Наблюдения, экскурсии;
ü Экспериментирование;
ü Сюжетно-ролевые игры;
ü Изобразительная деятельность;
ü Чтение художественной литературы;
ü Подвижные игры;
ü Трудовая деятельность: труд на участке, огороде, цветнике.
Лето – идеальное время для ознакомления с объектами ближайшего окружения:
ü Наблюдения за природными явлениями;
ü Целевые прогулки, туристические походы, экскурсии на природу, по территории детского сада.
Для правильной организации активного отдыха необходимо в обязательном порядке планировать мероприятия по предупреждению детского травматизма. Чтобы прогулка за пределы детского сада стала полезной и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие правила:
- - заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок с целью безопасного передвижения воспитанников;
- - принять во внимание индивидуальные физические возможности детей, психологически заранее подготовить детей к прогулке;
- - осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям перед началом проведения целевой прогулки;
- - запастись бутилированной водой в достаточном для детей количестве.
Большое место в летней оздоровительной работе отводится культурно - досуговым мероприятиям. В детском саду она организуется в различных формах:
- Праздники и развлечения различной тематики;
- Выставки детского творчества, совестного творчества детей, педагогов и родителей;
- Спортивные и познавательные досуги, в т. проводимые совместно с членами семей воспитанников;
- Творческие мастерские, проекты и т.д.
Для оптимальной организации образовательной работы в летний период необходимо создать соответствующую развивающую образовательную среду.
ü Физкультурное и спортивное оборудование и атрибуты для подвижных игр (мячи, кегли, кольцебросы, скакалки, мешочки с песком и т.д.), которые выносятся на спортивную площадку ежедневно;
ü Инвентарь для труда на природе (лейки, грабли, совки и другое детское оборудование) для каждой группы, который хранится на верандах в специальном шкафу;
ü Изобразительные материалы (карандаши, фломастеры и т.д.), материалы для художественного творчества (картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, нитки и пр.), в т.ч. природные и нетрадиционные художественные материалы (салфетки, ткань, овощи и т.д.), которые могут легко выноситься на участок во время прогулок;
ü Игры и игровые атрибуты для организации творческой игровой деятельности дошкольников (настольно-печатные игры, элементы костюмов, детская посуда, мягкий инвентарь), которые дети выбирают самостоятельно перед прогулкой и выносят на улицу.
Не стоит забывать и о различных формах совместного творчества детей, педагогов и родителей.
Наиболее распространенными являются:
ü Семейные клубы по интересам: спортивные, туристские, театральные, фольклорные. Во время работы таких клубов родители и дети занимаются одним делом, они – равноправные партнеры;
ü Студийные занятия родителей и детей. На таких занятиях родители совместно с детьми выполняют задания педагога. Это могут быть занятия по дизайну, изготовлению народной игрушки, оригами, флористике, физическому развитию детей;
ü Семейные встречи: дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются. Главная задача - увеличить время совместного пребывания детей и родителей, создать атмосферу единства, сплоченности. Семейные встречи – пример для родителей в организации семейного досуга, в его содержательном насыщении;
ü Гостиные проводятся с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов. Их цель – психологическое раскрепощение каждого ребенка, развитие его индивидуальности, культуры, социальная адаптация;
ü Спортивные праздники, занятия совместно с родителями, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности.
Таким образом, основная цель летнего оздоровительного периода в детском саду – объединение усилий взрослых (педагогов, родителей) для создания условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период, развитию познавательных и творческих способностей детей в разных видах деятельности, предоставление ребенку возможности для самовыражения, личностного роста.